С 1978 года старец подвизался в монастыре Кутлумуш, в келье Панагуда. В конце 1993 года о Паисий перешел в монастырь святого Иоанна Богослова в Суроти (недалеко от Солоник), где почил о Господе 12 июля 1994 года и был похоронен за алтарем монастырского храма преподобного Арсения Каппадокийского. Место его погребения стало святыней для всех православных христиан.
Наши помыслы – пшеница и плевелы
Смирение, говорили святые отцы, есть некое божественное свойство. Собственно, это как раз и есть то, без чего истинное общение с Богом невозможно. Смирение является тем, чего нам труднее всего достигнуть, по причине присущей нам гордости. Гордый человек любить по-настоящему никого и, прежде всего, Бога не может, потому что в наибольшей степени любит свою персону. Но, к слову сказать, и эта любовь извращена гордынею, а любит он не собственно себя, а больше свои прихоти. Из-за гордыни человек изменяет своей главной цели.
«Первою, – пишет игумен Филарет (Дроздов), – и самою важною обязанностью человека в отношении к самому себе является выработка в себе духовной личности – нашего истинного христианского я».
И вот старец говорит, что первым этапом на пути к смирению должно быть стремление питать свой ум только добрыми помыслами.
Необходимо тщательно следить за собой и не быть самонадеянно-уверенными в том, что окружающее нас именно таково, как мы о нем думаем.
Если мы вполне доверимся своим помыслам, то сделаем свой ум податливым для диавольских внушений, которые непременно склонят человека ко злу, даже если по натуре это человек добрый.
Лучше всего, если в уме и в сердце нет вовсе никакого помысла – ни худого, ни благостного. Ибо здесь должен быть тот престол, где восседает Сам Господь и решает, и поучает, что человеку делать.
Уму подобает быть чистым от всяких помыслов! Древние подвижники-аскеты вовсе не верили своим помыслам. Однако такое состояние дается человеку только на вершинах подвижничества.
От нас же требуется непрерывно наблюдать за роящимися, невесть откуда влетающими в скорбный домик нашего ума, мыслями. И отгонять все, которые не соответствуют двум главнейшим заповедям – о любви к Богу и ближнему.
Один из подвижников древности, авва Аполлос, говорит: «Мы должны отвергать и изглаждать из ума злые и непотребные помыслы при самом начале их».
* * *
Старец советовал следующим образом хранить сердце и ум от злых помыслов – представить себе, что снаружи нас идет война, все рушится и гибнет. Но внутри нас – безопасное жилище, и надо хранить его, а шум войны пусть и слышится. «Решение одно: добрый помысел». Старец поучает, например, что надо непременно питать себя добрыми помыслами в отношении к нищим. Когда нищие кажутся нам слишком грязными, назойливыми или лживыми, тем не менее, следует пожалеть их и подать. В его жизни был случай, когда он, имея мысль добрую, подал докучливой и неопрятной нищенке и неожиданно вскоре получил от нее же большое утешение.
Здесь, думается, уместно для сравнения вспомнить происшествие, случившееся в древности со св. Агафоном.
Как-то раз авва Агафон шел в город, чтобы продать скромное свое рукоделие. И вот – лежит перед ним на дороге прокаженный.
– Куда идешь? – спрашивает прокаженный.
– В город.