В «Слове о полку Игореве» впервые в русской литературе появилось слово «былина», переводимое специалистами в данном случае как «действительное событие». Когда творчество новых былин прекратилось, когда былины стали по существу только рассказами о прошлом, появилось иное название для них – «старины», но для нас важно отметить, что первое упоминание слова «былина» связано с представлением о только что происшедшем событии.
…Еще Орест Миллер писал: «Не прославляя князя, ставя его совершенно в тень, былины столь же мало прославляют и его дружину, которая должна разуметься в былинах под окружающими его и также совершенно безличными и ничтожными «князьями-боярами», иной раз даже прямо осмеиваемыми». Б. А. Рыбаков. Киевская Русь и русские княжества XII -XIII вв».
2
Главные персонажи былины – царь Соломон, царь Василий Окулович, царица Соломонида, Торокашко сына Заморенин.
Они давно интересовали иследователей. Так имя купца Торокашко сына Заморенина в 19 веке было соотнесено В.Ф.Миллером с историческим купеческим родом московских купцов Таракановых. В конце 15 века несказанно богатых (первый частный каменный дом в Москве поставил купец Торокан). После покорения Новгорода представители этого рода были переселены в Новгород, где занимали видные должности.
В. Ф. Миллер обратил внимание на то, что один из них, староста Василий Тороканов, с 1519 г. судил новгородцев вместе с наместником, и мог вызвать недовольство у многих новгородцев, потому и попал в былину в неприглядном виде. С такой гипотезой неплохо сочетаются созвучия имени главного героя Василия Окуловича и его жены Соломониды с именем тогдашней великокняжеской четы – Василия III и его жены Соломонии Сабуровой.
Имелось и альтернативное мнение. Гость Таракашка, в отличие от купцов-сурожан Торокановых – «заморянин», то есть иностранец. (Хотя купец сын Заморенина). Его появление в былине связано с рассказом о виденной за морем Соломонии, и с последующим сватовством. Это заставляет обратиться к истории более ранней – к теме сватовства Иоанна III Васильевича к царице Софии Палеолог.
Сватовство это начинается, практически также как и в былинах, явлением заморского гостя, грека по имени Юрий Мануилович Траханиот:
Лицевой свод под 1469 г.: «Той же зимой в феврале в 11 день пришел из Рима от кардинала Виссариона грек по имени Юрий к великому князю с грамотой, в которой писано, что «есть в Риме у деспота Аморейского Фомы Ветхословца от царства Константинограда дочь именем Софья, православная христианка; если захочет взять её в жены, то я пришлю её в твое государство. А присылали к ней сватов король Французский и князь великий Медядинский, но она не хочет в латинство».
Имя свата Траханиота, составляет вполне достойную конкуренцию фамилии Таракановых. Иван Окулович – Иван III, хвастун и обманщик, желавший стать равным Цареградскому императору, Таракашка – сват Траханиот, соблазнивший его на этот брак (в том числе в реальности и «листом» с портретом царевны, который доказывал ее красоту), София – Соломонида, жена не того мужа, оказавшаяся не на своем месте, и которой бы следовало вернуться домой.
Былина эта являлась, таким образом, злободневным памфлетом, иллюстрировавшим борьбу Софии и Елены Волошанки. О том, что пересуды о свате Траханиоте ходили в Москве свидетельствует рассказ Герберштейна о еще одном свате Траханиоте, уже на свадьбе Василия и Соломонии Сабуровой. Согласно этому рассказу Траханиот при выборе невесты рассчитывал выдать за Василия свою дочь, но потерпел неудачу. Думается смешение слухов о двух сватах Траханиотах-Тараканиотах и случайное совпадение имени Соломониды с именем Соломонии, невесты Василия III, со временем привело к появлению в былине нового имени главного героя Василий.
3
Персонажи былины – царь Соломон, царь Василий Окулович, царица Соломонида, Торокашко сына Заморенин в былинах имеют и другие имена.
Титул царя Соломона – царь премудрый
Царь Соломон именуется – Соломан, Соломенной, Соломаный, Саломан, Соломон Давыдьевич, Соломан царь Давидович
Титул царя Василия – Славный царь, прекрасный царь, царь турецкия, царь-батюшко турецкия, князь турецкия да цареградския, греческий король
Василий именуется – Василий, Василий Окульевич, Василь Окульевич, Васенька Окулович, Василий сын Окулов, Василий сын Окуловиц,
Василий Охулович,
Васенька Викулов,
Василей-король,
Васенька Попович (он же Васенька Окулович),
Василий Цареградские,
ласковый князь Владимир, солнышко Владимер-князь,
князь Иван Окулович, цярь Иван Окульевич, Иван Окульёв, Иван Никульёвиць, Иван Микульёвич
Поскольку царь Василий искал жену похожую на себя, то описание Соломонии подходит под его этнический тип. Надо отметить, что и Соломон не сильно от них отличался.
«Ай, прекрасной-от царь Иван Никульёвичь… он ведь жолтыма кудрями принатрясыват, он ведь белыма руками прирозмахиват, золотыма он персьнями принабрякиват».
«Вы найдите-ка мне супротивную, чтобы станечком была до ровнёшенька, и ростом бы была да высокёшенька, чтобы телом была да снегу белого, а очи-то у нее да ясна сокола, а брови-то у нее черна соболя, волосом-то желта, да умом сверстна».
«Лицом бы она была бы снегу белого, лицом бы она бела, косой руса, косой бы она руса и ростом высока, походочка бы у ней была павиная, и тиха речь бы с поговорой лебединая, очи-то были ясна сокола, у ей брови-то были черна соболя, и ресницы у ей были бы сиза бобра, и собой бы она статна и переводная!»
«Статном статну, полну возврастом, лицём белу да волосом русу, рець-говорю тихо-смирную, тихо-смирную рець-говорю, со умилкою».
«Как котора бы девиця лицём бела, умом-разумом она весьма довольня всем,
брови черны у ей – как у черного соболя, очи ясны у ей – как у ясна сокола, а ресници у ей были – осистыя, а походочка у ей была – повинная,
тиха речь же у ей – да лебединая?»
«Чтобы ростом-то – да высочешенька, без белил-то была да она белешенька,
без румян-то она – да руменешенька, она ходила бы, да словно павушка, говорила-то она, да как лебедушка!..»
Хотя у большинства соколиных цвет глаз колеблется от коричневого до желтого, имеются птицы с глазами серого цвета.
Торокашко сын Заморенин именуется – Таракашок, Таракашко купец Заморинян, Таракашка купец Заморский, Торокашка гость Замореник, Тороканишка Голь Заморенной, Торокан да сын Заморянин, Торокашко сын Заморэнин,
Мишка (Михайло) Пивоваренин по прозванию вор Торокан да сын Заморенин,
Васька Тороканов Пустоволодьёвич, Васька Торокашко сын Заморенин, Васька сын Торокашков и Заморенин,
Ивашка Поваренин,
Поваренин по прозванью детина – Торокашко-вор,
Потутоцька Поваренин,
Поташенька Хромой.
Жена Соломона именуется – царица Соломания, Соломина, Соломаниха, Соломадина, Соломадина Прекрасная, Соломания-Соломанида Волотамовна,
Апраксея, Опраксия, Опросенья,
Маринка, Маринка-лебедь белая (она же не жена, а его полюбовниця – душка Маринка).
Упомянуты: отец царя Соломона – Давыд, Илья Муромец, Семен Леховитый, Олешенька Попович, Добрынюшка Никитич.
События, описанные в Былинах заняли от года до трех лет. События отнесены к времени соправления Давида и Соломона:
В ряде вариантов подрузамевался не Соломон, а Давид. Так как Соломон был царевечем, а Давид – пастухом.
В трактовках относивших действие былины в Московское государство 15—16 веков эти прямые указания былин не учитываютсяь.
4
Также при трактовках не учитывается описанная в былинах география.
Столицы царств Соломона и Василия были соеденины торговым маршрутом по морю, но находились они на одном материке, так как в Соломон направлялся в поход по суше, на конях.