Весь процесс мог происходить в храме, под возгласы «Анаксиос!» («недостоин!»), в завершение чего расстриженного священнослужителя жезлом изгоняли из храма. Так проходило, например, расстрижение Могилёвского архиепископа Варлаама, осуждённого за измену родине в 1813 году.
В других случаях (напр, в Тамбовской епархии ок. 1830 г.) извергаемого из священненного сана облачали в священные одежды в храме, давали ему проститься со святынями алтаря, и затем вели в полном облачении через город в консисторию, где консисторский сторож (пристав) ножницами проводил собственно расстрижение, и с извергаемого из сана брали официальную подписку в том, что он далее не будет именовать себя священником или диаконом.
Акт расстрижения применялся как по отношению к лицам, которые самой духовной властью были исключены из духовного сана за пороки и проступки, так и по отношению к лицам духовного звания, приговором светского суда, признанным виновными в уголовном преступлении
Последнее, например, произошло с сербским протоиереем Миланом Джуричем, осуждённым в 1899 году на 20 лет каторги за покушение на жизнь короля Милана Обреновича.
Известный богослов XX века архимандрит Киприан (Керн) находил традиционный обряд расстрижения «страшным и кощунственным» и признавал его равнозначным «Чёрной мессе» с её «действиями наизнанку».
Хотя в наше время такой обряд уже не проводится, извержение из сана продолжает рассматриваться церковью со чрезвычайной серьёзностью. Как отметил митрополит (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл в 2008 г, «извержение из сана означает одновременно и гибель души».
В царской России бывший («расстриженный») священнослужитель в обиходе назывался расстригой и подвергался значительному поражению в гражданских правах в течение многих лет после извержения из сана.
В последнее время получили распространение случаи перехода священнослужителей, извергнутых из сана Русской Православной Церковью (Московским Патриархатом), в разного рода неканонические юрисдикции.
Часто извержение из сана происходит уже после перехода священнослужителя в одну из подобных юрисдикций.
Известные деятели церкви, извергнутые из сана Русской Православной Церковью за последние десятилетия:
Диомид, экс-епископ Анадырский и Чукотский. Был подвергнут довольно необычной, условной («двухступенчатой») процедуре извержения. 27 июня 2008 Архиерейский собор принял решение об извержении епископа Диомида из священного сана, которое должно было вступить в силу «в случае отказа епископа Диомида немедленно прекратить деятельность, соблазняющую чад Церкви и провоцирующую раскол, и принести покаяние» на ближайшем заседании Священного Синода.
При этом Диомид был также немедленно запрещён в священнослужении. 6 октября 2008 г Синод постановил «считать решение Освященного Архиерейского Собора об извержении из священного сана епископа Диомида вступившим в силу», и заодно с Диомидом изверг из сана пятерых других священников «за вступление в общение с запрещенным епископом и участие в расколе».
(https://drevo-info.ru/articles/5955.html)
Валентин (Русанцов) – извержен из сана 19 февраля 1997 Архиерейским Собором Русской православной церкви. Ранее (в 1990 г) перешел из РПЦ в РПЦЗ, чьи архиереи рукоположили его в епископа Суздальского и Владимирского. Затем покинул РПЦЗ и создал неканоническую «Российскую Православную Автономную Церковь» и стал её митрополитом и предстоятелем.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Валентин_(Русанцов)
Якунин, Глеб Павлович – извергнут из иерейского сана 8 октября 1993 года за отказ подчиниться требованию о неучастии православных клириков в парламентских выборах. (Послановления IV Вселенского (Халкидонского) Собора запрещают клирикам совмещать
священнослужение и государственное властительство.) В 1997 г. отлучен от церкви и предан анафеме.
Перешел в качестве священника в Украинскую православную церковь (Киевского Патриархата), затем в Русскую Истинно-Православную (Катакомбную) Церковь. В 2000 году на основе последней были созданы Движение за Возрождение Российского Православия, а затем и Апостольская Православная Церковь, где Якунин обрёл сан протопресвитера.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Якунин,_Глеб_Павлович
Филарет, экс-Митрополит Киевский и всея Украины, извергнут из сана 11 июня 1992 Архиерейским Собором РПЦ, несколько месяцев после того как возглавленный в 1 ноября 1991 года Филаретом Архиерейский собор Украинской Православной Церкви самочинно провозгласил её автокефалию. 20 октября 1995 Филарет был избран Поместным Собором УПЦ КП Патриархом Киевским и всея Руси-Украины.
Но в 2019 г. Константинопольский Патриарх признал решение Московской Патриархии в отношении Филарета не законным и полностью восстановил его во всех правах и церковных чинах!
Осипов, Александр Александрович, бывший профессор Ленинградской духовной академии.
Извержен из сана и уволен из Академии и предан анафеме Священным Синодом Русской православной церкви 30 декабря 1959 года, после его публичного отречения от веры
Впоследствии – старший научный сотрудник Музея истории религии и атеизма в Ленинграде, один из авторов «Настольной книги атеиста»
В других православных церквях:
Священный Синод Иерусалимской Православной Церкви в 2005 году (7 июня) изверг из сана патриарха этой церкви Иринея I: он был извергнут из сущего сана и всех степеней священства и стал простым монахом.
Ириней был уже смещён с должности тем же синодом за месяц до того (6 мая 2005 года) в связи с рядом скандалов имущественного характера, но отказывался покидать патриарший престол и продолжал совершать богослужение как Патриарх, что и привело к извержению из священства
В Римско-католической церкви
В отличие от Православной Церкви, Римско-католическая Церковь верит в то, что аналогично крещению и миропомазанию, таинство рукоположения налагает неизгладимую печать («характер») на посвящаемого в священный сан.
Ни «недостоинство» священнослужителя, ни какие-либо действия церковного руководства, вплоть до самого папы, не могут устранить благодать Святого Духа, которая делает посвящённого орудием Христа.
Вследствие этого, хотя церковное руководство и может освободить священнослужителя от обязательств и функций, связанных со священством, или запретить ему их исполнение, это не делает его мирянином в строгом смысле этого слова.
В связи с этим по отношению к таким клирикам в католической церкви используется термин «запрещение в священнослужении», а не «извержение из сана» (из которого, по католическому учению, извергнуть невозможно).
Поэтому хотя запрещённому в служении католическому священнику и запрещено совершать евхаристию и другие таинства, если он их всё же совершает в нарушение запрета, они считаются действительными.
В 1990-е и 2000-е годы широкую известность в ряде стран получили случаи запрещения в священно служении отдельных католических священнослужителей за растление несовершеннолетних….
Вот такие факт из современной нам истории. Что тут скажешь кроме французской поговорки «С'est la vie –Такова Жинь..»
Часть 2
Тайны монашеской жизни
Теперь, когда вы уважаемый читатель достаточно подготовлены для восприятия ТАИНСТВА ПОСТРИЖЕНИЯ я далее попытаюсь по мере своих сил и способностей раскрыть вам все те «обряды», что скрыты от постороннего взгляда непросвещённых которые в РПЦ МП в современное нам время практикуются при совершении обряда пострижения в монахи и потом для их дальнейшего «воспитания» чтобы из «новичка монаха» получить в свое распоряжение уже «стойкого и умелого в бою воина!