Тертуллиан писал о вынужденном сокрытии сведений о христианском богослужении в обыденной жизни ввиду непонимания и насмешек со стороны язычников; при этом язычники все равно знали, что совершается в Церкви
Крупный специалист по античности и христианской истории академик С. С. Аверинцев указывал на принципиально иной смысл явления disciplina arcani в раннем христианстве по сравнению с эзотеризмом гностиков или масонов:
Вообще говоря, любое религиозное и тем более мистическое сознание принуждено создавать для себя систему сакральных знаков и символов, без которых оно не могло бы описывать своё «неизрекаемое» содержание; <…> это так же присуще византийскому богословию, как даосской, или буддийской, или индуистской мистике.
Если иметь в виду только эту универсальность символического языка, легко проглядеть существенное различие между историческими типами и «стилями» символики.
Поэтому подчеркнем, что для христианской традиции самый главный акцент лежит <…> не на атмосфере тайны и «оккультного» намека на сокрываемое от непосвященных (ср. роль символики мистериальных и гностических сообществ от Элевсина до новоевропейского масонства).
Разумеется, элементы того и другого могут быть без труда выявлены в сложном составе христианской традиции (раннехристианская «disciplina arcani»<…>), но их модальность внутри христианской символики как целого всякий раз определяется центральным аспектом этого целого: сакральный знак и символ есть знамение, требующее веры. <…>
Выраженная в сакральном знаке «тайна» есть в христианской системе идей не столько эзотерическое достояние немногих, сберегаемое от толпы, сколько военная тайна, сберегаемая от врагов. <…> Место мистериально-гностической оппозиции посвященные/непосвященные заступает совсем иная оппозиция соратники/противники; в число последних включены «враги зримые и незримые» – люди и бесы.
Некоторые современные течения эзотерического христианства обращаются к сочинениям Оригена (как и к другим отцам церкви и библейским толкованиям), чтобы утвердить идеи реинкарнации в качестве части христианской традиции, хотя Ориген в работе «Против Цельса» и других своих работах явно отрицает реинкарнацию.
Новое время
В течениях средневекового западного эзотеризма, например, алхимии и астрологии, были соединены христианская теология и доктрины эзотерического содержания.
В своей Апологии Пико делла Мирандола («Apologia J. Pici Mirandolani, Concordiae comitis», опубликованная в 1489 году) утверждает, что есть два типа «магии»: теургия (божественная магия) и гоетия (демоническая магия). Эти дисциплины были названы «Операцией Звёзд», в то время как алхимия была «Операцией Солнца», а астрология – «Операцией Луны».
Все они отнесены к активным, или «оперативным» дисциплинам, равно как и Каббала.
Представители эзотерического христианства могут практиковать все эти течения, или традиции, и стать адептами, алхимиками, астрологами, и герметиками-каббалистами, но тем не менее существуют эзотерики-христиане, практикующие только пассивные, или созерцательные дисциплины, которые помогают им лучше постигать «тайные знания», получаемые от Высших Сущностей.
В XVI и XVII веках это направление было доведено до логически завершенной формы развитием теософии и розенкрейцерства. Движение бехменистов и масонство также активно развивались в это время.
Современные формы христианской магии
Многие современные течения эзотерического христианства принимают идею перевоплощения, а также сложную энергетическую структуру человеческого существа (таких, как эфирное тело, астральное тело, ментальное тело и каузальное тело).
Эти течения делают акцент на необходимости внутренней духовной работы, которая приведет к обновлению человека в Павловском смысле. Рудольф Штайнер и Макс Гендель опубликовали несколько духовных упражнений в своих трудах, чтобы помочь развитию последователей. В том же самом ключе написаны и сочинения Томмазо Паламидесси, чьей целью было развитие аскетических техник и медитаций.
Георгий Гурджиев называл своё учение «Четвёртым Путём» – путём сознания, на котором студент учился работать с отрицательными сторонами и страданиями своей обычной жизнии преобразовывать их, чтобы прийти к жизни истинной («Жизнь только тогда жизнь, когда Я Есть».)
Согласно всем этим ученым-эзотерикам, совокупность этих методов (часто связываемых с такими восточными методами медитаций, как медитация чакр или визуализация) приведёт к спасению души и к полному возрождению человека. Этот процесс зачастую подразумевает существование духовного тела, склонного к воскрешению (и потому названному в христианской терминологии Телом Воскресения).
Некоторые эзотерические христиане в наши дни включают в свои верования техники традиционных магических практик, таких как каббала, теургия, гоэция, алхимия, астрология и герметизм.
На этом мы заканчиваем вступление и переходим к основной нити нашего повествования.
Часть 1
Рукоположение
Итак, -«Рукоположение – процедура, посредством которой лицо посвящается в духовный сан, то есть определяется как священнослужитель для выполнения различных религиозных обрядов и церемоний.
Того, кто находится в процессе подготовки к рукоположению или проходит процесс рукоположения, иногда называют ординантом.
Литургия, используемая при рукоположении, иногда упоминается как «рукоположение»
Так же надо сказать. Что сам процесс и церемония рукоположения в каждой религии различаются, а в некоторых, например, в Исламе, – отсутствуют.
Но не будем торопится и тем более что Христианство не первая мировая религия!
Ей предшествовал Буддизм. Затем появился Иудаизм (первое единобожие) из некого уже отпочковались в свое время Христианство и Иудаизм!
Рукоположение в Буддизме
Традиция рукоположенного монашеского сообщества (сангхи) началась с Будды, который установил приказы монахов, а затем монахинь.
Порядок рукоположения в буддизме изложен в Писании Виная и Патимокха или Пратимокса.
В настоящее время существуют четыре цепочки посвящения, в которых человек может получить рукоположение согласно учению Будды
Так во всех школах тибетского буддизма, кроме разного рода специальных посвящений, существуют четыре главных тантрических посвящения, которые относятся к уровню Высших (Внутренних) Тантр, а именно: посвящение сосуда, тайное посвящение, посвящение мудрости и посвящение [драгоценного] слова.
В традиции Ваджраяны каждое из четырех главных посвящений соотносится с определенным уровнем пути Высших Тантр, фактически фиксируя достигнутую йогином степень духовной реализации или степень психофизической трансформации его личности и сознания, в то же время открывая ему путь к следующему, более высокому этапу (уровню) тантрической практики и к более высокой степени реализации.
Как отмечает в связи с этим Далай-лама XIV, «каждой из ступеней пути соответствует свое посвящение, как фактор созревания на данном этапе».
В традиции Ньингма тибетского буддизма первые три из вышеназванных посвящений довольно точно соотносятся с тремя аспектами личности человека, или психофизического комплекса «телоречь-ум», а также с Тремя Телами Будды.
Четвертое же посвящение фактически интегрирует достижения трех предыдущих.
Каждое из четырех главных тантрических посвящений способствует «очищению» или преобразованию одного из аспектов личности и сознания адепта, тем самым закладывая «семена», или «причины», будущей реализации одного из Тел Будды, а именно: Нирманакая (Тела Проявления), Сачбхогакая {Тела Блаженства), Дхармакая {Духовного Тела или Тела Истины) и Свабхавикакая {Тела Самобытия).