Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Геоглифы Восточно-Европейской равнины файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Геоглифы – циклопические изображения людей, животных и геометрических фигур на поверхности земли представляют собой один из редких наиболее и загадочных культурно-исторических феноменов. Хотя они являются ровесниками Египетских пирамид, обнаружены были менее ста лет назад с пролетавших самолётов, поскольку видны они только с большой высоты. Наиболее крупные из них имеют размеры в несколько сотен метров.
Рисунки сохраняют правильность своего построения, несмотря на рельеф местности. Их линии могут пересекать русла рек, взбираться на холмы, уходить за горизонт, при этом, не отклоняясь от нужного направления. Создание этих изображений требовало огромного труда и наличия технологий в области геодезии и топографии. Геоглифы, вероятно, являются первыми объектами в человеческой истории, созданными с использованием научных методов проектирования, в современном значении этого слова. Эти технологии были бы невозможны без высокого уровня цивилизации, наличия институтов фиксации, сохранения и передачи знаний.
Учитывая, что в те времена количество и плотность населения были в десятки раз меньше чем теперь, доля исполнителей этих изображений к общей численности соответствующих общин должна была быть чрезвычайно велика, что свидетельствует о высочайшем уровне их мотивации и недюжинных организаторских способностях их предводителей.
Цели создания геоглифов неизвестны. Поскольку видны они только с высоты птичьего полета предполагается, что они созданы для поклонения божествам или общения с инопланетянами, причем гипотеза об инопланетянах в этом контексте выглядит не столь дико как в большинстве других случаев.
Самые известные памятники такого рода расположены в Южной Америке – рисунки плато Наска, плато Пальпа, «Гигант» из пустыни Атакама, «Канделябр» с полуострова Паракас. В Северной Америке имеются геоглифы близ города Блайт в Калифорнии. Крупные рисунки найдены в Англии (доисторическая «Белая лошадь»), Африке (южнее оз. Виктория и в Эфиопии), на Аравийском полуострове и т.д.. Древние, геометрические узоры найдены в степях Казахстана. На плато Устюрт по обеим сторонам казахско-узбекской границы имеется множество стреловидных геоглифов.
Некоторые из этих исторических памятников внесены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, им посвящены сотни статей, десятки книг и кинофильмов. Геоглифические комплексы входят в число наиболее удивительных мест планеты Земля. По популярности у туристов они сопоставимы с пирамидами и Стоунхенджем.
Линии плато Наска.
«Гигант» из пустыни Атакама.
Геоглифы плато Пальпа.
Единственным геоглифом до сих пор обнаруженным в России является так называемый Зюраткульский Лось расположенный в Челябинской области.
Это изображение имеет размеры 218 на 195 метров. Однако, по последним данным подлинность этого рисунка оказалась сомнительной.
В 2018 году в центральной части Восточно-Европейской равнины, в бассейне реки Мокша на территории Республики Мордовия нами были обнаружены две группы древних, гигантских изображений.
Первая группа геоглифов находится вблизи населенных пунктов Андреевка и Токмово. Геоглифы представляют собой изображения головы лося (космический снимок 1) (координаты- 54.073980, 44.028958), двойного зайца-перевертыша (космические снимки 3, 5 (54.068526, 44.093382)), неясно очерченного животного – скорее всего собаки (снимок 6 (54.053856, 44.000123)), более отчетливо различимой на Гугл-картах, выдры (снимки 7 и 8 (54.045859, 44.081919)), птицы (снимок 9 (54.061888, 44.070387)) и некоторые другие.
Обнаруженные геоглифы имеют гигантские размеры. Самый большой из них – «Лось» 4600 метров, «Птица» 1450 метров, «Зайцы» более 700 метров и «Выдра» около 80 метров. Размеры этих изображений таковы, что некоторые из них видны не просто из космоса, но даже с Луны.
Каждый из рисунков Андреевско-Токмовского комплекса ориентирован на северо-запад с азимутом 310-330 градусов. Весь комплекс ориентирован на северо-восток с азимутом около 70 градусов (снимок 14).
Для облегчения визуализации рисунков после самих палеоизображений мы приводим современные снимки самих животных в похожих ракурсах. Изображения Андреевско-Токмовского комплекса приводятся без ретуши, дополнительных прорисовок и коррекций фотографий в той азимутальной проекции, в которой они находятся на карте. Полная унификация этой проекции в отношении всех рисунков этого комплекса (более полутора десятков рисунков), на наш взгляд, является важным аргументом в пользу искусственного происхождения этих изображений. Помимо текстовых иллюстраций мелкого формата, в приложениях, мы помещаем изображения более крупного формата, позволяющие рассмотреть детали вышеперечисленных палеорисунков.
Довольно странным представляется нам факт, что именно эта ориентация оказалась наиболее удобной для просмотра этих изображений с помощью печатной продукции и цифровых устройств. Древние авторы словно позаботились о том, чтобы жителям ХХI века (они первые кто имеет возможность увидеть эти рисунки) было комфортно их рассматривать.
Снимок 1. Голова лося.
Снимок 2.
Снимок 3. Сидящий заяц.
Снимок 4.
Снимок 5. Лежащий заяц.
Снимок 6. Собака.
Снимок 7. Выдра.
Снимок 8.
Снимок 9. Летящая птица.
«Птица» лучше распознается на черно-белом снимке и режиме «Схема» на Яндекс- карте, поэтому мы представляем ее и в этих вариантах (снимки 10, 11). Кроме того на снимке 13 мы приводим типичные финно-угорские бляхи-обереги изображающие сакральных птиц. Очевидно, что некоторые элементы графики этих изображений схожи (стилизованная питчья-человеческая голова расположена между выдвинутыми вперед короткими крыльями, короткий прямой хвост плавно переходит в обводы крыльев).
Снимок 10.
Снимок 11.
Снимок 12.
Рисунок 13. Финно-угорские бляхи-обереги.
Рисунок 14.
Часть из обнаруженных нами «рисунков», как и большинство других геоглифов мира, с различной четкостью видны при разном освещении, в зависимости от времени года, разрастания подлежащей и укрывающей их растительности, увлажненности почвы, уровня воды в сопутствующих водоемах и т.д. Поэтому, в различной степени отчетливости их можно различить на Гугл, Яндекс и других онлайн картах, которые обновляют с различной периодичностью, а значит, демонстрируют рельеф местности в различное время суток и сезоны года.
Рассматривая эти величественные картины следует понимать, что изображения «звериного стиля» характерные для того далекого времени, это не некие «зверушки»– начерченные нетвердой рукой ребенка. Это порождение труда десятков умудренных опытом людей, выживавших в лесах и болотах, скрываясь от хищников, ежедневно переносивших голод и холод, своими руками хоронивших собственных детей и соплеменников. Они не были обучены художественному мастерству, но много знали о себе самих и мире, в котором жили. Для того чтобы верно оценить эти палеорисунки, следует иметь в виду, что на них изображены не земные животные, не тот лось из плоти и крови, который бродит по лесу, пережевывая жвачку из прошлогоднего сена, а небесные божества, вечно странствующие по небосклону. Поэтому искать в них прямое портретное сходство с реальными живыми – прототипами наивно и бессмысленно.
«Звериные» изображения, во-первых, это образы грозных зооморфных богов, в том виде, в каком их представляли древние. Эти боги сотворили весь Мир – небо и землю, и являлись их владыками. Они же определяли судьбу недолгой человеческой жизни, их сакральную сущность, которая для людей того времени была чрезвычайно важна, так и смерть и загробный мир были для них гораздо «ближе» и реальнее, чем для наших современников. В те времена уже при жизни человек наполовину принадлежал миру мертвых. Жизнь для него – мимолетный, многотрудный, хотя и прекрасный праздник.