Более во время земного бытия Господь Иисус и Иоанн Предтеча не встречались, поскольку: Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, – хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, – то оставил Иудею и пошел опять в Галилею (Ин. 4, 1–3). Следующая их встреча произошла уже в вечности.
Заключение в темницу
Вскоре после возвращения Господа Иисуса в Галилею жизнь Иоанна Предтечи резко переменилась. Он также оказался в Галилее, хоть и не по своей воле. Дело в том, что наибольшее раздражение проповедь Иоанна вызвала у правителя Галилеи Ирода Антипы, поскольку Предтеча, хоть и не обращался к политическим вопросам, но не мог равнодушно пройти против беззакония, творимого власть имущими. В частности, речь шла о том, что правитель Галилеи, оставив собственную жену, – дочь Набатейского царя, стал сожительствовать с женой своего брата Филиппа Иродиадой. В ответ на слова пророка, что не следует сожительствовать с женой брата, Ирод приказал арестовать Иоанна. Евангелие так рассказывает об этом событии: Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его, но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мк. 6, 17–20).
Как известно, в том числе и из выше приведенного отрывка, посадив Иоанна в темницу, Ирод не стал применять к нему крайних мер. Иоанн Предтеча неоднократно беседовал с правителем, увещевая и обличая его. Также Предтечу свободно посещали ученики и почитатели. Во многом столь мягкое отношение к Предтече объясняется святостью личности самого Иоанна, действовавшей даже на не слишком религиозного Ирода Антипу.
Однако, даже не строгое заключение стало испытанием для Иоанна Предтечи. Он скорбел о своем служении, которое вынужден был оставить; об учениках, большая часть которых так и не смогла принять Господа Иисуса, Чьи апостолы были далеки от аскетизма. Кроме того, в темнице Предтечу стали одолевать искушения – он усомнился в своем свидетельстве. В таком состоянии оставленности: Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? (Мф. 11, 2–3).
Господь не оставил без ответа вопрос Своего Предтечи, но при этом Он и делами засвидетельствовал о Себе перед Иоанновыми учениками, и одновременно дал Своему Предтече возможность преодолеть искушение. Вот как об этом говорится в Евангелии: И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф. 11, 4–6). Надо заметить, что свидетельство Господа перед Иоанновыми учениками не пропало втуне, впоследствии некоторые из них уверовали во Христа и вошли в Церковь. К сожалению, ни в Евангелии, ни в каких-либо апокрифах нет никаких свидетельств о том, как Иоанн Предтеча принял ответ Спасителя на свое вопрошание. Однако, последующие свидетельства Господа Иисуса не позволяют усомниться в том, что Его ответ был понят и принят Иоанном, как должно.
Более того, после ухода учеников Предтечи, Господь Иисус, обращаясь к народу и ученикам, произнес целую речь, характеризующую Иоанна и его служение Предтечи и Крестителя. Вот как это прозвучало: Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит! Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, не ест, не пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее (Мф. 11, 7-19). Можно сказать, что слова Господа подводят итог жизни Его верного свидетеля, которому в ближайшем будущем предстояло завершить свое свидетельство о правде Божией своей жизнью.
Казнь
Иоанн Предтеча по-прежнему находился в темнице у Ирода Антипы, который, казалось, не желал применять к строптивому проповеднику никаких мер. Такое положение вещей совершенно не устраивало сожительницу правителя Галилеи. Она всеми силами желала отомстить оскорбившему ее проповеднику, но из-за нерешительности своего любовника вынуждена была выжидать. Наконец удобный случай представился – Ирод Антипа устроил пышный праздник по случаю своего дня рождения. Поздравить правителя Галилеи собралась вся местная элита.
Именно этим торжеством и решила воспользоваться Иродиада, дабы заманить своего ветреного сожителя в ловушку и добиться, наконец, казни ненавистного проповедника. Вот как об этом повествует Евангелие: Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, – дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей (Мк. 6, 21–28). Так буднично и беззаконно был казнен Иоанн Предтеча.
О казни тут же узнали его ученики, регулярно посещавшие наставника в темнице. Как говорится в Евангелии: Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу