50 «как?» для оратора - Радман Макс страница 2.

Шрифт
Фон

Но знаете ли вы, что британский премьер, как свидетельствуют очевидцы, "провел лучшие годы жизни в подготовке к своим экспромтам."


Практика, практика и еще раз практика

Если же взять вторую «П» (практику), то каждое ваше новое выступление – это подготовка к последующему. И это логично – идет закрепление навыка в этом разговорном жанре. С каждым разом у вас будет меньше огрехов, вам будет легче подбирать нужные слова, отвечать на вопросы, подчеркивать сказанное языком тела и так далее.


Самое главное, после каждой своей речи делать "разбор полетов". И лучше с теми, кто был на выступлении – пусть скажут, что было не так, над чем не помешает поработать. Или хотя бы дайте "обратную связь" сами себе – чем вы были недовольны, что вам понравилось и т.д. Идеальный вариант – делать видеозапись каждого вашего выступления. Во-первых, так нагляднее. Во-вторых, такими видео по отдельности можно делиться в Сети или смонтировать в полноценный фильм.


Вывод из вышесказанного, думаю, понятен: если не посвящать время на подготовку, как таковую, и в виде практики, то нет смысла браться за то, чтобы воздействовать на людей своим красноречием – даже спонтанным. А когда будет хорошо готова одна "П", то вторая тоже получится отлично – и наоборот. Это как в спорте – чем упорнее вы на тренировках, тем лучше будет ваш результат на соревнованиях. И чем лучше вы на турнире, тем уверенней себя чувствуете на последующих состязаниях.


Чтобы и подготовка и практика были плодотворными, я приготовил для вас 50 работающих инструментов, которые появлялись у меня на протяжении почти 30 лет моей работы на публике. Пробуйте каждый по мере необходимости. После описания любого инструмента будет практическое задание – желательно его выполнить, чтобы ваши результаты в ораторском искусстве становились все лучше.


А ТЕПЕРЬ 50 «КАК?» ДЛЯ ОРАТОРОВ!

1 КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ?

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить. (Вольтер)


Хороший спикер пишет тексты своих выступлений сам. Или вы думали, что может быть по-другому? Конечно, со временем, когда вы станете невероятно известным и востребованным оратором, то можете нанять себе спичрайтера. Но что-то мне подсказывает, что это будет чистой воды моветон и пижонство.


Выработайте в себе навык писательства. Заведите дневник и каждый вечер по 5 минут пишите, как прошел ваш день. Поначалу получится всего несколько кривых предложений – примерно так «День прошел плохо. Всех убью – один останусь». Но постепенно слова будут складываться в предложения все лучше. И их – и слов, и предложений – будет все больше.


Постепенно усложняйте себе задачу: в один вечер написать заметку о прошедшем дне в стиле сказки, в другой – как новость, в третий – в стихах. И так далее.


Самое главное, делать так ежедневно на протяжении 2-3 месяцев, чтобы умение писать стало навыком – действием, которое выполняется практически на "автомате".


Такое ежедневное упражнение помогает складывать слова в предложения, а предложения – в связный рассказ. Опять же, словарный запас так или иначе будет расширяться. Со временем вы поймете, что вам не составляет труда писать тексты самого разного объема – от заметки в соцсеть до 3-часового выступления.


Задание. Отложите книгу и напишите несколько строк о своем дне: если книга оказалась в руках утром, то опишите день предыдущий, если – вечером, то текущий день.

2 КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНТЕРНЕТ В СОЗДАНИИ ТЕКСТОВ ВЫСТУПЛЕНИЙ?

Письмо это вышло более длинным только потому, что у меня не было времени написать короче.

(Блез Паскаль)


Конечно, текст нужно писать самостоятельно – взяв из собственной головы. Но случаются моменты "зависания", когда не получается "выдавить" из своей головы ни слова. Вы садитесь за клавиатуру, пытаетесь «стучать» по клавишам, но ничего не получается. Как быть?


Можно призвать на помощь всезнающий интернет. Но не для того, чтобы делать копипаст (от англ. copy & paste, копировать и вставлять – скопированный в статью из внешних источников текст). Плагиатом мы заниматься не будем. Поищите в сети материалы по той теме, которую вы готовите для выступления. Во время просмотра различных страниц у вас в голове начнет складываться картинка собственного текста.


Схема такова: "забейте" свою тему в любой поисковик и начинайте просто пролистывать ссылки, даже особо не вчитываясь в открытые страницы. Максимум на 10-й ссылке вам станет понятно, куда надо двигаться в собственном выступлении. Интернет просто поможет «сдетонировать» вашу собственную «пороховую бочку» идей, мыслей и слов.


В конце концов, если даже после просмотра ссылок никаких идей не появляется, и текст не пишется совсем, то можно пойти на небольшое «преступление» – найти интересные материалы по вашей теме и сделать глубокий рерайтинг чужих текстов под себя (в рерайтинге (англ. rewriting) за основу берётся уже написанный текст, который переписывается своими словами с сохранением смысла. Рерайтинг используется, чтобы избежать обвинений в нарушении авторского права).


И пусть совесть вас не мучает – все давно украдено до нас. И наверняка даже те тексты, которые вы будете перерабатывать, уже переработаны на много раз другими авторами. И вы пользуетесь уже изложениями изложений. Но – не злоупотребляйте рерайтингом. Таких текстов у вас должно быть не более одного на 20-30 выступлений.


Задание. Придумайте тему выступления. Найдите материалы по этой теме в инете. И сделайте рерайтинг. Проверьте, что действительно глубоко переработали текст. Для этого, например, есть хороший ресурс https://text.ru/. Это надо сделать, чтобы вас точно никто не обвинил в плагиате.

3 КАК ГОТОВИТЬ ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ?

Когда ты пишешь сценарий, ты должен быть готов переписать его в любую минуту. (Тим Роббинс)


Уверен, вы уже поняли, что для отличного выступления нужен отличный текст. А если точнее, сценарий. Ведь любой оратор – это немного актер. А какой актер работает без сценария? Но актеры не так часто пишут сценарии для себя, а хороший оратор должен уметь писать сам.


И неважно, какое выступление предстоит – для большой публики, для переговоров в небольшой компании, для собеседования, для поздравления на дне рождения. Даже для важного телефонного разговора требуется сценарий. Иначе либо что-то забудется, либо что-то будет сказано не в тот момент, либо мысль ускользнет безвозвратно – неожиданность может случиться любая. И возможность для ее появления минимизируется именно сценарием вашей речи.


Когда вы только «набиваете руку» на выступлениях, настоятельно рекомендую прописывать текст полностью – со всеми ремарками, примечаниями, отступлениями от темы и так далее. Возможно, что в процессе самого выступления вы и отступите на пару шагов от своего сценария, но у вас всегда под рукой будет «спасательный круг», ведь никто не застрахован от того, что даже тщательно отрепетированное выступление, вдруг выпадет из вашей памяти, и вы «зависнете» как рыба, хватая воздух ртом в поисках ускользнувшей мысли. А так, у вас есть ваш текст – и на душе спокойней, и подглядеть всегда можно.


Но даже когда у вас за плечами сотни различных выступлений, я все равно рекомендую прописывать свой сценарий, что называется, «до запятой». Поверьте, хуже точно не будет. А то, что во время тщательного прописывания сценария, вас могут посетить идеи об улучшении своего выступления – это точно. Ну и имея все свои тексты в напечатанном виде, вам будет легче формировать из них, например, различные методические пособия, а то и книгу скомпоновать из них.


И чтобы не говорили другие авторы, пишущие об ораторском искусстве, что, мол, не обязательно прописывать весь текст вашего спича, ибо все, скорее всего, на публике пойдет по-другому, но я буду настаивать на своем – прописывайте текст до запятой!

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке