Местный принцип юимару, что можно перевести как «добросердечное и дружеское совместное усилие». Атмосфера взаимопомощи добавляет долгожителям спокойствия духа и оптимизма, так необходимых для того, чтобы радоваться жизни в преклонном возрасте. Когда соседу нужно помочь в огороде или починить крышу, к нему придет половина деревни, потому что, как у нас говорят, «много рук делают работу легкой».
Пожилые окинавцы вовлечены во все мероприятия общины. Даже когда они приходят на школьный стадион поболеть за чужих детей на занятиях физкультуры, это тоже юимару.
Дело не только в количестве лет, а в том, как последние годы проживаются. Деревенские жители продолжают ковыряться в земле практически до гробовой доски. Долгожители и в свободное время не сидят на месте: то у них кружок по плетению корзин, то икебана, то каллиграфия, то карате. Мужчины играют в местную разновидность крокета, площадки для него устроены в каждой деревне.
Есть и те, кто в 80 лет бегает марафон и добывает себе рыбу подводной охотой. Но большинство просто ходят пешком, трудятся в поле и участвуют в жизни общины. И хотя пожилые окинавцы чаще живут в одиночку, они приверженцы философии юимару.
Ещё один принцип окинавцев именуется икигай – то, ради чего ты утром встаешь с кровати. Одни встают, чтобы марафоны бегать, другие – чтобы праправнуков нянчить, а кем-то движет ответственность и гордость за то, что он или она самый старший в роду или в деревне. Так, исследователь Дэн Бюттнер важнейшим принципом долгой жизни окинавцев считал именно сильное чувство цели, наличие постоянного смысла жизни.
Одним из секретов долгожительства окинацев является духовная и шаманская практики исцеления, целебные травы и снадобья, древние рецепты Аюрведы.
3.3. Кавказское долголетие
Долгожители Кавказа долго остаются трудоспособными, так как этому способствует их здоровье. Хотя согласно пятому условию Эйвазова трудоспособности долгожителей способствует именно ежедневный труд.
Оно хотя и является необходимым, но все же не достаточным условием для долголетия. Имеется еще какое-то одно или несколько условий долгожительства.
Пожалуй, еще одним условием долгожительства можно назвать умеренное питание.
В науке это называется алиментарным пролонгированием жизни, то есть увеличением ее сроков посредством изменения в питании. Эксперименты на животных порождают надежды, что, изменяя питание, мы в определенной степени можем увеличить продолжительность жизни человека.
Если, например, поинтересоваться, чем и как питаются долгожители Кавказа и Закавказья, то можно отметить одно – среди долгожителей нет любителей обильно поесть. А в остальном они следуют национальным вкусам и многолетним привычкам мест проживания. Продукты везде, естественно, местные.
Если, например, долгожители Нагорного Карабаха избегают принимать жирную пищу, считая, что она плохо переваривается и ускоряет процесс старения, то долгожители Южной и Северной Осетии, Казбегского района Грузии и Нахичеванской республики питаются бараньим мясом с высоким содержанием жиров и им почти неведом атеросклероз. Если в Западной и Восточной Грузии едят мясо преимущественно в вареном виде, то в Азербайджане предпочитают шашлыки. В одних местах предпочитают мясо куриное и говяжье, а в других баранину. В Закавказье долгожители мало потребляют сахара, но в достаточном количестве мед, виноград и сухое вино. Употребляют также травы, овощи, фрукты и молочные продукты, а в некоторых местах большое внимание уделяется бобовым.
3.3.1. Нагорный Карабах (Азербайджан)
Эта местность всегда славилась долгожителями. В бывшем СССР больше всего граждан в возрасте 100 лет и выше проживало на территории НКАО – 144 человека на 100 тысяч жителей. По мнению специалистов, во многом благодаря климату и особенностям диеты карабахские долгожители обладают более крепким здоровьем, чем долгожители других регионов.
Примеры:
1. Ширали Муслимов, азербайджанский чабан, талыш по национальности, предположительно прожил 168 лет, установив своеобразный рекорд долгожительства. По словам долгожителя, его отец дожил до 110 лет, а мать до 90. Известно, что третья супруга Муслимова умерла в возрасте 104 лет, пережив мужа на 15 лет. Учёные объясняли этот феномен уникальными условиями кавказского высокогорья.
2. На территории Азербайджана в конце прошлого века был зарегистрирован уникальный случай долголетия. Махмуд Багир оглы Эйвазов (1808–1960) – 152-летний долгожитель высокогорного села Пирасура (Пирясора) Лерикского района Азербайджана. По официальным данным в год переписи Махмуду Эйвазову было 150 лет. Трудовой стаж Эйвазова также является рекордом – 133 года, по другим данным 135 лет. По словам долгожителя он «никогда не пил, не курил и не врал».
Махмуд Эйвазов прожил 152 года, его мать – 150 лет, его старшая дочь – 120 лет, да и многие его односельчане не по родственной линии перешагнули за сто лет
Махмуд утверждал: «Мои годы – мои союзники в спорах о «секретах» долголетия. Я видел людей, купающихся в золотом потоке. Они имели много хлеба, много мяса, много риса… Их главной заботой в жизни было… кушать.
Вспухал и жирел живот, а тело умирало от недостатка воздуха, от себялюбия и алчности. Видел и вижу людей, которые все свои силы, энергию дают нашему общему делу, работая часто днем и ночью. Это золотые люди, но они губят себя недосыпанием, пренебрежением к распорядку дня, частенько забывают пообедать. Мы наказываем человека за нарушение правил нашего общества, но не наказываем за то, что он не закаляет свой организм, за то, что он запустил свои болезни… в общем, за нарушение пяти условий долголетия. Но самый строгий судья – жизнь. А жизнь на стороне тех, кто ее любит и ею дорожит!».
По его мнению, пятью условиями долголетия являются:
закаливание организма;
здоровые нервы и хороший характер;
правильное питание;
хороший климат;
ежедневный труд.
3. В 2016 г. 100-лет исполнилось Змрухт Геворкян. Змрухт родилась в Анкаре, пережила геноцид. Отца убили, а она с матерью чудом спаслись от турецкого ятагана, перебрались в Восточную Армению, а затем обосновались в Нагорном Карабахе. Своих детей бабушка Змрухт не имеет. Потеряв в молодости малолетнего ребёнка, она содержала дочерей сестры. Сейчас уже пожилые племянницы ухаживают за ней.
Столетняя Змрухт не только на ногах, но и каждое воскресенье, невзирая на погоду, посещала церковь, зажигала свечу, молилась, причащалась. Служители церкви ставили её в пример другим христианам. Сама же Змрухт признавалась: «Если бы не ходила в церковь, то умерла бы».
3.3.2. Дагестан
В Советском союзе Дагестан занимал второе место после Нагорного Карабаха по количеству долгожителей.
Например, по переписи населения 1950 года, в Дагестане насчитали 64 долгожителя, которым исполнилось по 100 и более лет. Специалисты утверждали, что «их число в 1,5 раза превышало суммарное число таковых в Бельгии, Германии, Голландии, Дании, Италии, Норвегии, Финляндии, Чехословакии и Швеции, вместе взятых».
Собранные исследователем северокавказских эпиграфических памятников Лавровым свидетельства X-XVII веков, говорят о том, что дагестанские старики жили по 130-160 лет. На одном из надгробных камней ученый нашел надпись о женщине по имени Хурмебике, прожившей 245 лет.
Исследователи отмечают, что долголетием отличались и многие ученые Дагестана:
Тайгиб ибн Омар из села Харахи (105 лет);
Лачинилав из села Хунзах Хунзахского (106 лет);