Тайцзицюань 13 ши. Комплекс «30 форм». Трактаты по тайцзицюань - Ван Лин страница 2.

Шрифт
Фон

После образования Нового Китая тайцзицюань получил еще более широкое распространение, став ключевым проектом. Государственный департамент спорта и Ассоциация китайского ушу систематизировали тайцзицюань, создав 24 формы (упрощенная гимнастика тайцзицюань), 48 форм и целый ряд подобных унифицированных комплексов (таолу), и с тех пор тайцзицюань стал современным стандартизированным и унифицированным спортивным действом.


Кроме того, по количеству видов форм тайцзицюань можно разделить на три вида.

1. Большие формы: стили Чэнь, Ян, 24 формы и прочие обычные большие формы. Особенностью больших форм является одновременное сочетание плавных движений в правильном квадрате и ловкости.

2. Средние формы. Представлены стилем У (吴),размер этих форм весьма умеренный, мастерство 一 в расслабленности.

3. Малые формы. Представлены стилем Сунь, приемы лаконичные, шаги слитные.

Введение в «Тайцзицюань 13 ши»[8]

Тайцзицюань относится к «внутренним школам» (内家 нэй цзя). «Внутренние школы» берут начало от Чжан Саньфэна и к середине правления династии Мин (1368–1644) достигают своего расцвета благодаря Ван Цзунъюэ из Шаньси. Ван Цзунъюэ передал свое мастерство Цзян Фа, а тот Чэнь Чансину, и так, шаг за шагом, был создан превосходный боевой комплекс «Ши сань ши» (十三势)一《13 ши». Свое название комплекс получил из-за тринадцати использованных техник-приемов, основных движений тайцзицюань:


пэн 掤 (расширять),

люй 捋 (разглаживать),

цзи 挤 (вытеснять),

ань 按 (нажимать),

цай 采 (выдергивать),

ле 挒 (скручивать),

чжоу 肘 (локоть),

као 罪 (опираться),

цянь цзинь 前进 (продвигаться вперед),

хоу туй 后退 (отступать назад),

цзо гу 左顾 (глядеть налево),

ю пань 右盼 (смотреть направо),

чжун дин 中定 (центрироваться).


«13 ши» также стало первоначальным названием тайцзицюань. В начале XIX века Ян Лучань из провинции Хэбэй учился мастерству у Чэнь Чансина и постиг суть «13 ши». Когда он вернулся на родину, крестьяне увидели, что движения Ян Лучаня мягкие, не жесткие, прилипающие 一 не оторвешься, и потому прозвали эту технику нянь цюань (липкий кулак) и мянь цюань (ватный кулак). Впоследствии Ян Лучань со своими единомышленниками из У-линь («Лес воинов»)[9], У Юйсяном и другими изучали теорию боевых искусств Ван Цзунъюэ, основанную на концепции тайцзи, и впоследствии назвали технику «тайцзи», и с этого времени постепенно прижилось название «тайцзицюань». Изначально «Тайцзицюань 13 ши» было общим названием, но через некоторое время тайцзицюань наконец попало на арену истории под правильным именем, а 13 ши стали специальным пояснением к содержанию тайцзицюань.


Культура тайцзи глубока и многогранна, школы традиционного тайцзицюань многочисленны, но почти все направления сходятся в том, что 13 ши являются базой и характерной особенностью движений тайцзицюань.

Это учебное пособие является квинтэссенцией опыта учителя Ван Линя в традиционном тайцзицюань, через основы «Тайцзицюань 13 ши» ведущего начинающего к высотам мастерства тайцзи. Решается проблема множества занимающихся, которые практикуют лишь формы, не понимая способов применения, имея смутные представления о методах тренировки, не понимая приемов, не зная, чего они хотят достичь и какие движения они неосознанно совершают.


Эта книга строится так, чтобы, взяв за основу совершенствование и души, и тела и начав с изучения «13 ши», успешно овладеть этим комплексом и еще глубже проникнуть в таинство законов движений тайцзицюань. «Тайцзицюань 13 ши» является остовом тайцзицюань, и все разнообразие приемов и техник тайцзицюань – это связки из одного или нескольких ши. Это не набор фиксированных позиций или движений, а некоторые особенности и методы приложения внутренней силы-цзинь, которые можно рассматривать как азбуку тайцзицюань или базовые элементы движений.

Значение распространения «Тайцзицюань 13 ши»

«13 ши» – основа традиционного тайцзицюань. Согласуясь с принципами от простого к сложному, постепенного и планомерного, она проста для запоминания, исключает сложные повторяющиеся движения и состоит из стоек 5 шагов, 8 техник и Комплекс «30 форм», комплекс является своего рода боевым искусством совершенствования духа и тела. Именно «Тайцзицюань 13 ши», благодаря своей исключительной практичности, представляется наиболее подходящим выбором для продвижения тайцзи во всем мире.

1. Тайцзицюань и глубокая философия тайцзи неразрывно связаны, преемственность тайцзицюань уже вышла за пределы простой передачи по наследству комплексов боевых искусств и стала одним из носителей развития традиционной культуры в целом. В легких и спокойных, твердых и мягких, непрерывных движениях тайцзицюань воплощаются традиционные культурные представления о срединности, гармонии и «единстве Неба и человека» (天人合一 тянь жэнь хэ и). В последние годы в Китае проводится множество массовых выступлений по тайцзицюань, что позитивно влияет на развитие традиционной культуры в целом. Практика тайцзицюань 一 не только средство для укрепления физического здоровья, но в большей степени духовное совершенствование.

2. Среди множества традиционных школ тайцзицюань «Тайцзицюань 13 ши» имеет универсальную ценность. В отличие от сакрального таинства передачи от ученика к учителю, принятого в сообществе ушу (У-линь), практика тайцзицюань – это распространенный популярный процесс, и следует принимать во внимание масштабы и условия эффективности распространения. «Тайцзицюань 13 ши» является упрощенным комплексом, созданным на основе традиционного тайцзицюань, легким в изучении и преподавании, подходящим для людей, не имеющих базовых знаний.

3. Тайцзицюань 一 пример «внутренних» стилей, которые «мыслью управляют ци, сочетают в себе мягкость и твердость», возвышают технику кулачного боя до уровня философских принципов, сливающихся с глубокими размышлениями о жизни. С давних времен тайцзицюань почтительно называли «духовным боевым искусством» (文化拳 вэньхуа цюань), стремящимся осмыслить Великий предел (Тайцзи) и совершенствоваться в рамках определенной культурной традиции. Люди с более высоким уровнем духовности могут в соответствии со своей природой резонировать с внутренней культурой тайцзицюань для понимания и исследования своей внутренней духовной сути. Поэтому учение «Тайцзицюань 13 ши» заслуживает того, чтобы стать популярным комплексом тайцзи, совершить духовный прорыв в тайцзи, позволить тайцзицюань перейти на еще более высокий уровень.

Примечания

1

Это второй год правления под девизом Вань-ли. – Прим. науч. ред.

2

Исторический реестр записей движений ушу. – Здесь и далее – примечания переводчика, если не указано иное.

3

Формула (правило) в стихотворной или песенной форме (для легкости запоминания).

4

Военачальник эпохи Мин, 1528–1588 гг.

5

Китайский военный трактат эпохи Мин, составленный Ци Цзи-гуаном.

6

Тайцзи – Великий предел (太极).一Прим. ред.

7

Перевод: Щуцкий Ю. К., «Книга перемен».

8

Термин «ши» (势)многозначен, он включает в себя такие значения, как усилие, энергия, потенциал, позиция, положение, жест, движение, форма, прием, тенденция и т. д., то есть это, скорее, не статичные позиции, а техники-приемы, основы-движения-усилия, это база, из которой формируются формы-комплексы тайцзицюань. – Прим. ред.

9

Сообщество мастеров боевых искусств.

Тайцзицюань 13 ши. Комплекс «30 форм». Трактаты по тайцзицюань
читать Тайцзицюань 13 ши. Комплекс «30 форм». Трактаты по тайцзицюань
Ван Лин
Вы держите в руках глубокое практическое руководство для изучения теории и практики искусства тайцзицюань. Здесь представлен комплекс «30 форм», автором которого является Ван Линь, имеющий многолетний опыт практики и преподавания тайцзицюань и цигун. Комплекс направлен как на оздоровление и улучшени

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке