Русский мир и Тибет. Том 1 - Бровко Владимир Петрович страница 12.

Шрифт
Фон

Включение Тибета в состав КНР в результате военного вторжения остаётся сложным и противоречивым вопросом вплоть до настоящего времени.

В Дхарамсале (Индия) находится правительство Тибета в изгнании, главой которого до 2011 являлся Далай-лама XIV, один из самых узнаваемых и уважаемых людей в мире.

27 апреля 2011 года в результате всемирного голосования тибетской диаспоры главой был избран Лобсанг Сенге.

Традиционно территория Тибета делилась на провинции У-Цанг, Кам и Амдо, при этом территория нынешнего Тибетского автономного района включает лишь У-Цанг и западную часть Кама, а остальная территория Кама и регион Амдо разбиты между провинциями Юньнань, Сычуаны, Цинхай и Ганьсу.

Китайские власти разделили Тибет на следующие административные единицы:



(источник фото:https://ru.wikipedia.org/wiki/Тибет#/media/Файл: Тибетские_автономии.png)

Тибетцы заняты в основном в сельском хозяйстве и животноводстве.

Проживающие на территории Тибета китайцы – в управлении, торговле, секторе обслуживания.

Связано это с тем, что до включения в состав Китая Тибет отличался аграрной экономикой экстенсивного типа. Специалистов для новых отраслей, создаваемых китайским правительством, среди этнических тибетцев не было.

Вопрос о количестве и национальном составе населения Тибета весьма сложен. Связано это, во-первых, с отсутствием точного определения территории Тибета, во-вторых с предвзятостью источников.

Три исторические области: У-Цанг (включая Нгари), Кам и Амдо тибетцы называют Три Области (тиб.: Чолка Сум). В не тибетской литературе их иногда обозначают как «Большой Тибет» или «Великий Тибет».

Правительство Тибета в изгнании сообщает о шести миллионах этнических тибетцев и семи с половиной миллионах этнических китайцев (Хань). Однако правительство Китая приводит следующие данные:

Тибетский автономный район: 2,4 миллиона тибетцев, 190 тысяч других национальностей (в основном китайцы).

В то же время интересны данные переписи населения от 1953 года. Согласно этим, данным численность населения будущего ТАР составляла 1 миллион 150 тысяч человек

Следует иметь в виду, что в разные годы в КНР указывались разные результаты этой переписи: в 1953 г. – 1,274 млн чел., в 1959 – 1,18 млн, в 1991 г. – 1,05 млн.

Все автономные тибетские районы вместе: 5 миллионов тибетцев и 2,3 миллиона представителей других национальностей.

Следует отметить, что по мнению Тибетского правительства в изгнании многие территории исторического Тибета не имеют в нынешнем Китае автономного статуса.

Так называемый «Великий Тибет», к которому тибетское правительство в изгнании относит также территории, не имеющие в нынешнем Китае автономного статуса: 5,2 миллиона тибетцев, 3,6 миллиона хань (китайцев) и 1,6 миллиона представителей других национальностей (подсчёты по данным китайской переписи населения 2000 года).

Уровень грамотности среди тибетцев составляет менее 50 %

Уровень грамотности до вторжения КНР точно неизвестен. Образование было в основном монастырским, почти в каждой семье кто-нибудь был монахом, большинство монахов были грамотными.

Светское образование стало распространяться в первой половине XX в. В 1951 году в стране было всего 100 казённых и частных школ.

На этом я заканчиваю свое вступление и предлагаю вам уважаемый читатель уже почти, что подготовленному к восприятию новой информации ознакомится в первой части этой книги со сложной и очень запутанной историей Тибета.

Тут я также хочу отметить, что меня как у автора, работавшего над сбором и изучением документов и трудов по истории Тибета сложилось чисто субъективное впечатление что сами коренные Тибетцы увы как бы не знают и очевидно и не особенно желают знать свою историю!?

Но за них, на волне «всемирного интереса к Тибету» проявившегося уже в конце XIX это в Западной Европе сделали ряд иностранных историков. Правда, однако каждый их этих историков излагает свою концепцию истории Тибета и зачастую они ни друг с другом не стыкуются.

В связи с чем с учетом формата данной книги я и хочу предложить вам уважаемый читатель «усредненную» если хотите «компилятивную» авторскую версию истории Тибета от древних времен и до нашего времени!

ч.1 Древня история Тибета

Рассказ о древней истории Тибета я начну с того, что вначале отмечу интересный факт: страна находится между двумя центрами древнейшей культуры нашего Мира – Индией и Китаем, но географическое положение Тибета таково, что он практически был все время как бы изолирован от них.

Однако в исторической науке нет данных о том, что тибетцы произошли из Центральной Азии или из Восточной Азии, но на основании того, что их язык входит в сино-тибетские языки вместе с китайским и бирманским, можно строить гипотезы о совместном происхождении этих народов.

Тем не менее, все исторические свидетельства начинаются с времён, когда тибетская культура уже существовала независимо от соседей.

По данным палеопротеомики, к денисовскому человеку был близок живший 160 тыс. лет назад обитатель карстовой пещеры Байшия находящейся в уезде Сяхэ (Ганьсу)

Возраст самых древних артефактов, найденных на территории Тибета (Тингри), датируется в 50 тыс. лет, и они представлены каменными рубилами и скребками.

В центральной части нагорья на высоте 4,6 тыс. метров в Нвия Деву люди жили 30—40 тыс. лет назад. Следующие свидетельства о проживании людей в Тибете относятся к 3000-2000 годам до н. э. Неолит датируется VI веком до н. э. и представлен керамикой, следами скотоводства и мотыжного земледелия (Каруй – близ Чамду). Культура Чойгун маркирует собой начало бронзового века.

На плато Чангтан были найдены доисторические укрепления на холмах железного века и погребения, но пока нет убедительного объяснения их происхождения. Согласно тибетским текстам, изначально тут располагалась страна Шангшунг, от которой началась религия бон (подробная информация о этом государстве находится тут: http://www.shangshunginstitute.ru/ru/ssi/kingdom/В конце VI – начале VII века так называемая

Ярлунгская династия тибетских царей постепенно подчинила себе соседние племена и создала царство Тубо.

Период Ярлунгской династии слабо освещён в литературе. Династическая хронология вызывает споры.

Между тибетскими правителями и танским Китаем были заключены династические браки, благодаря им, а также благодаря неофициальным обменам между населением Китая и Тибета политические, хозяйственные и культурные связи внутреннего Китая с Тибетом получили дальнейшее развитие.

Во второй половине IX-го века царство тубо пришло в упадок.

В тибетской истории предшествовавший этому период называется периодом правления «гамбо», а последующие 300 лет – периодом раскола.

В период раскола в силу вошли местные родовые правители, враждовавшие друг с другом. https://bon.su/panteon/shang-shung-meri/

В Китае это время также было смутным (Эпоха «пяти Династий и Десяти царств» и последующая династия Сун), когда в стране то и дело менялась власть и шли нескончаемые войны.

В середине XIII века Тибет попал в зависимость от Монгольской империи.

После того, как Китай вышел из состава Монгольской империи, китайская империя Мин безуспешно требовала от Тибета установить порядок назначения высших тибетских религиозных вождей и районной администрации

Но все это как говорится скупые исторические факты, а ведь есть еще и не менее интересное «Легендарное происхождение Тибета». Этот материал для читателей, считающих себя «материалистами» ничего кроме иронической улыбки вызвать не может, но раз большая часть тибетцев в это верят и в наше время то я и приведу эту историю в своем личном пересказе, чтобы показать ее в наиболее понятном для неподготовленного читателя вида.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке