Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Сундук в странах Европы. Краткий очерк истории файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Сундук в странах Европы
Краткий очерк истории
Глеб Пудов
Редактор Наталия Ивановна Ковалева
Рецензент Алексей Валерьевич Чевардин
Рецензент Сергей Дмитриевич Оленев
© Глеб Пудов, 2022
ISBN 978-5-0053-9213-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Перед вами поистине уникальное издание: это первая крупная публикация по истории европейского сундука на русском языке. В книге «Сундук в странах Европы. Краткий очерк истории» европейские сундучные изделия становятся объектом комплексного научного исследования. Оно охватывает огромный период: со времени зарождения их производства до периода наивысшего расцвета. Автором проведен художественный анализ многих изделий. Исследования, представленные в книге «Сундук в странах Европы. Краткий очерк истории» проводились на стыке различных дисциплин: искусствознания, историографии, культурологии.
Безусловная ценность этой монографии заключается также в привлечении к исследованию неопубликованных ранее предметов из музейных и частных собраний. Пусть количество иллюстраций в книге невелико, автор приводит ссылки на источники, где можно ознакомиться с внешним видом заинтересовавших читателя предметов.
Книга целиком построена на иностранной литературе. Как уже говорилось, на русском языке трудов о европейском сундуке, за редкими исключениями, на сегодняшний момент не существует.
Данное издание будет интересно не только специалистам в области истории искусств и музейного дела, преподавателями и студентам, но и широкому кругу читателей.
Н. И. Ковалева, зав. отделом народного искусства Государственного Русского музея.
Введение
Сундук сопровождает человечество почти на всем протяжении его истории. Он использовался во многих сферах жизнедеятельности: в нем хранили продукты, документы, одежду; он был частью свадебного обряда и переезжал из дома невесты в дом жениха; в нем хоронили; на нем спали. Трудно переоценить значение сундука для истории культуры и, в частности, для истории мебели. В «Словаре английской мебели» (2003) справедливо указывается: «Сундук, без сомнения, – самый древний вид мебели, и от него, с развитием цивилизации, произошли другие типы: ларь-скамья, шкаф, комод и другие»1. А норвежский исследователь Петер Анкер писал, что до эпохи шкафов и мебели с выдвижными ящиками, которая началась всего четыре – пять столетий назад, сундук был преобладающей мебелью для хранения вещей2.
Эта книга представляет первую попытку обобщения сведений по истории сундучных изделий, делавшихся в странах Европы. Ни на иностранных языках, ни на русском такого обзора еще не делалось. Как правило, сундуки либо упоминаются в общих трудах о народном искусстве, либо рассматриваются в контексте истории мебели, либо описываются как цельные музейные коллекции, либо анализируются исключительно как предметы, декорированные росписью. Несколько статей посвящено конкретным вещам: описанию их конструкции, анализу художественного стиля3.
Среди многочисленных видов сундучных изделий, пожалуй, самое пристальное внимание уделяется итальянским кассонам, декорированным росписью и резьбой. В этой области с течением времени сложилась своя специальная литература. Статьи и книги посвящены разным аспектам истории этих сундуков, например, расшифровке отдельных сюжетов росписи, анализу конкретных музейных вещей, вопросам подделок, различиям в названиях и проч.4.
Как крестьянскую расписную мебель особенно активно изучают сундуки ученые из Германии5, Швеции6, Польши7 и Украины8. Необходимо подчеркнуть, что степень изученности сундучного производства различных стран очень неравномерна.
При работе над настоящей книгой использовалась иностранная литература. Большинство публикаций не было известно в России. Однако надо отметить, что не все издания оказались доступны автору.
Количество иллюстраций незначительно. Читатель может найти интересующие изображения в цитируемых книгах и журналах, а также на различных музейных сайтах, поскольку почти все анализируемые произведения находятся в коллекциях европейских музеев. Автор стремился использовать лишь те предметы, с которыми имел возможность ознакомиться непосредственно.
Обзор сундучного производства разбит на главы, касающиеся конкретных регионов и стран. Тем не менее, надо подчеркнуть, что такое разделение во многом условно и призвано лишь прояснить общую картину. Географические границы далеко не всегда совпадают с культурными. В целях лучшего раскрытия темы в книге совмещены географический и хронологический принципы изложения.
В качестве приложений даны краткий очерк истории сундучных изделий в странах Востока и словарь специальных терминов, которые встречаются по ходу изложения.
Хотя в название книги вынесено слово «сундук», в ней затрагиваются также шкатулки, скрыни, подголовники, баулы и прочие изделия, поскольку их производство часто невозможно отделить от «дела» сундуков.
Настоящее издание не претендует на создание полной картины развития европейского сундучного производства. Его цель – дать представление русскоязычному читателю о европейских сундуках и, в некоторых случаях, ввести в научный оборот неизвестные в России публикации.
Благодарю за рецензии А. В. Чевардина, кандидата исторических наук, доцента кафедры истории и социально-политических дисциплин Уральского государственного лесотехнического университета, и С. Д. Оленева, научного сотрудника-хранителя Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Особая благодарность Н. И. Ковалевой, зав. отделом народного искусства Государственного Русского музея, за предисловие и ценные рекомендации.
I. Ранний период истории сундука
Сундуки в Древней Греции
В Древней Греции существовали самостоятельные профессии столяра, плотника, мебельщика. Столяры, помимо других инструментов, пользовались рубанком и токарным станком. Чаще всего применялись такие породы деревьев как кедр, орех, самшит9. Одним из самых важных типов мебели был сундук, в котором хранились различные предметы быта, белье. Известно, что в Афинах в V—IV веках до н.э. существовал целый квартал или улица столяров-сундучников. В этот же период велась активная торговля Эллады со странами Понта, в которой одним из важных товаров были сундуки.
Однако подлинных сундуков до нашего времени не дошло. Представление о них дают деревянные саркофаги, найденные в Северном Причерноморье10 и Египте11. Немецкий исследователь Carl Watzinger писал: «Сундуки и гробы создавались в древности в идентичных формах; как сундук служил для хранения ковров и платков, так гроб был вместилищем тела покойного… Поэтому они в технике и декорировании развивались одинаково…»12. Кроме того, известно, что сундук использовался не только в быту, но и для ритуальных целей. Греческое слово λάρναξ, обозначающее деревянный саркофаг, использовалось также в значении «сундук» и «рака». В «Илиаде» прах Гектора помещен в λάρναξ. Также и Фукидид, говоря о гробах из кипариса, называет их λάρναξ13. Тем не менее, функция сундука как мебели была первичной по сравнению с функцией сундука как гроба. В научной литературе отмечается зависимость некоторых типов саркофагов от форм деревянных ларцов14.
Греческие саркофаги принято подразделять на два основных вида: в форме ящика (Kasten—Sarkophage) и в форме архитектурного сооружения (Haus—Sarkophage)15. И те и другие – продолговатые ящики на прямоугольных ножках, с двускатными, изогнутыми или плоскими крышками. Ножки служили одновременно опорой всей конструкции, так как в них мастерами врезались доски, из которых состоят стенки саркофагов. Стенки также соединены деревянными шпунтами, как ранее практиковалось в Древнем Египте. Сундуки украшены резьбой и росписью разных цветов. Обычно изображались греческие боги и герои, пальметки, акант, овы, меандр, плетенка и другие мотивы греческого орнамента. Некоторые изображения золотились, также использовались терракотовые накладки в виде медуз, Эротов на дельфинах, шагающих львов, грифонов и проч.