Из истории русского сундучного промысла. Сборник статей - Пудов Глеб страница 3.

Шрифт
Фон

Сундуки четко выделяются на фоне русской сундучной продукции, поскольку имеют ярко выраженные внешние особенности. К основным относятся: наличие литой латунной петли, имеющей каплевидную форму и украшенной гравировкой; использование устойчивого набора декоративных мотивов (самый часто встречающийся – изображение вазы с цветами и кистей винограда); одновременное и «равноправное» существование двух форм крышек: плоской и покатой.

Большинство изделий этой группы смотрятся невыразительно на фоне высокохудожественных произведений русских мастеров-сундучников. Тем не менее, и они имеют особенности и достоинства.

Уральский сундук в советский период (история и художественные особенности)

История уральского сундука, начавшись в XVII—XVIII веках, не закончилась в XX столетии. После революции 1917 года в некоторых местностях на базе частных сундучных заведений были организованы артели. Многие из них существовали длительное время и позднее были реорганизованы в мебельные фабрики.

Научная литература, посвященная этому периоду уральского сундука, бедна. Можно назвать лишь несколько работ. В статье А. В. Дмитриева22 наряду с повтором общеизвестной информации содержатся новые сведения по истории уральского сундука 1920—1930-х годов, а также в период после Великой Отечественной войны. Интересна работа Т. И. Шубиной о коллекции сундуков Невьянского музея23. Наряду с общими сведениями по истории сундука, в частности, невьянского, в статье опубликована информация о послереволюционных артелях. Т. И. Шубина справедливо отметила: «В конце 20-х – начале 30-х годов XX в., после военной разрухи, сундучный промысел обрел как бы второе рождение»24. В более поздней работе25 исследователь расширила сведения этой статьи: подробно рассмотрены экономическое состояние и производственные показатели двух артелей на момент образования из них мебельной фабрики. Немалое значение имеют сведения Т. И. Шубиной, приводимые касательно артели «Сундучник»: фамилии членов, адрес организации, количество выпущенной продукции и т. д. Однако непосредственно о сундуках, их внешнем виде, особенностях художественного оформления информация в рассматриваемой статье не приведена. Следует упомянуть публикацию В. Рыбина в газете «Звезда»26. Это не научная работа, а, скорее, публицистическая заметка. В ней содержатся интересные сведения по истории Быньговской мебельной фабрики, видам изготовляемых сундуков, технологии. И, наконец, следует назвать монографию автора настоящей статьи27, в которой есть некоторая информация о сундуках, изготовлявшихся артелями28. Но книга была посвящена, в основном, дореволюционным сундукам, поэтому сведений об артельных изделиях не очень много. Кроме того, ставилась задача анализировать сундук как художественное произведение, а сундуки советского времени далеко не всегда были таковыми.

Таким образом, касательно научной литературы по советскому периоду в истории уральского промысла можно выделить несколько моментов: 1. несмотря на то, что по другим периодам истории уральского сундука к настоящему времени накопилась значительная литература (особенно по II половине XIX века), советскому этапу посвящено лишь несколько работ; 2. советский сундук рассматривался исключительно как этнографический предмет или как принадлежность краеведения, но никогда – как художественное явление; 3. значительную роль в литературе по истории советского сундука сыграли не научные работы, а журнальные заметки.

Цель настоящей работы – характеристика советского периода в истории уральского сундучного центра. При этом сундуки рассматриваются как художественные произведения. Задачи – анализ конкретных изделий и ввод в научный оборот новой информации. При работе использовались предметы как из музейных собраний, так и из частных коллекций.

Как было указано выше, сундучные артели существовали в нескольких населенных пунктах региона, тем не менее, в настоящей статье будут охарактеризованы сундуки артелей Среднего Урала. Представляется, что именно они наиболее показательны для характеристики советских изделий.


Невьянск

После революции сундучный промысел, по справедливому замечанию Т. И. Шубиной, «перестал существовать в своем прежнем виде». В 1921 году совнархоз передал сундучные мастерские в аренду районному союзу сельскохозяйственных и кредитных товариществ, в 1925 году в Невьянске организовали артель «Сундучник». На 1929 год в ней было 24 столяра и 28 ковалей. В месяц артель изготавливала 7 вагонов сундуков и сдавала их в Промкредсоюз. Изделия раскупались жителями Сибири, Средней Азии и Закавказья. В 1946 году артель «Сундучник» была объединена с другой артелью, «Транспортник». Новая организация получила название «Обозосундучник». В 1955 году ей вернули старое название – «Сундучник», а на следующий год на базе артели появилась Невьянская мебельная фабрика. В 1963 году невьянская фабрика была объединена с быньговской, в 1972 – стала филиалом нижнетагильского комбината. После этого производство сундуков постепенно прекратилось29.

Пример изделий артели – сундук мастера М. И. Бабарыкина30. Он изготовлен в соответствии с технологией, принятой в дореволюционных «заведениях». Крышка и боковые стенки покрыты черным лаком с не закрашенными сегментами жести в виде растительного узора. По краям сундука – полосы белой жести с орнаментом, выполненным в технике чеканки.


Быньги

Село Быньги находится в нескольких километрах от Невьянска. В уральских деревнях сохранилось несколько видов быньговских сундуков. Их художественное оформление повторяет традиционные для Урала варианты. Оно особенно близко изделиям петрокаменских мастеров (см. ниже). Для примера – сундук Т. С. Кореневой из пос. Баранчинский Свердловской области31. Его поверхности покрыты жестяными листами различных размеров и тонкими полосами, фигурные вставки прикреплены в углах. Сундук полностью покрыт жестью, места для окраски или росписи не осталось (кроме задней стороны). Лицевая сторона и крышка разбиты на два прямоугольника, которые украшены полосами, расположенными «в сетку». Под ними размещены листы «мороженой» жести. Полосы с традиционными тиснеными узорами укрепляют края. Боковые стороны декорированы такими же прямоугольниками с тонкими полосами «в сетку» и листами жести. На внутренней стороне крышки – чернильный оттиск, подтверждающий изготовление сундука в Быньгах.

У других быньговских сундуков жестяными листами покрывалась только лицевая сторона. Остальные декорировались по-разному. Например, все стенки (кроме лицевой) сундука из собрания НГИАМ32 окрашены зеленой краской. Они укреплены тонкими полосами жести, расположенными «в клетку» (на крышке) и «в сетку» (на боковых сторонах).

После того, как быньговская артель «Производственник» в 1956 году стала фабрикой, внешний вид сундуков изменился. Делались 3 вида изделий: «чекан», «азиатский» и «уральский». В качестве примера – сундуки из Невьянского музея33. Как и раньше, они делались «горками» и имели несколько стандартных размеров. Сундуки обивались листами жести черного цвета, на которых трафаретом желтой краской наносились различные узоры. Это изображения звезд, розеток, волнистых линий и т. д. Но тонкие полосы, которые ранее часто были одного цвета с листами жести, теперь делались контрастными им, т.е. белыми. В основном композиции повторяли традиционные схемы. Такие сундуки представляют один из самых распространенных видов быньговских изделий. Они очень узнаваемы на фоне другой продукции уральских мастеров-сундучников.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке