Вступать в перепалки точно не стоит. Если чувствуете, что внутри все закипает, идите лучше напишите какую-нибудь напряженную сцену! Драку, например. Или убейте пару человек в тексте
Страх 5. Страх, что в героях читатель увидит вас и узнает что-то личное, поймет, что ваша героиня это вы
На мой взгляд, главные герои всегда что-то берут от автора. От этого никуда не деться! Книги, как дети. Что-то берут от вашего мировосприятия, другое полностью отрицают, третье доводят до абсурда.
Иногда, наоборот, стоит ввести в текст какой-то очень личный случай, потому что такой кусочек получится очень ярким и эмоциональным. Плюс вас самих «отпустит», вы выскажете на бумаге то, что держали в себе, и переступите через то событие.
Страх 6. Страх отказа
Возможно, в этом пункте стоило бы вспомнить историю Джоан Роулинг, которой отказали 11 издательств, и Стивена Кинга с 30-тью безуспешными попытками пристроить роман «Кэрри».
Но я предлагаю вам взглянуть на ситуацию шире. Ведь дело не в том, что вашу историю не примут. На самом деле, страх отказа сковывает гораздо глубже.
Вам может казаться, что если книгу не примут, то вас самого не принимают;
Вам может казаться, что если издательство проигнорировало вашу рукопись, что с вами что-то не так, вы недостаточно умны, грамотны, плохо продумываете персонажей и сюжет!
Остановитесь на минутку и вспомните, были ли у вас похожие опасения, что вас не примут, что вы не понравитесь, но в других областях?
Например, вы тяжело вливаетесь в новые компании, где большинство людей вам не знакомы, и бессознательно избегаете таких сообществ?
Или вам очень трудно поменять место работы, именно потому, что придется как-то налаживать отношения с коллегами, а вам это тяжело. Лучше перетерпеть те условия, что есть сейчас, и не начинать.
Таких проблем нет у профессиональных продавцов, которые ежедневно сталкиваются с десятками клиентов, например, через холодные звонки. Они понимают, что отказ это обычная часть их работы. Невозможно продать 100% клиентов, даже если ты гениальный продажник с многолетним опытом. Поэтому они просто делают свою работу. Вот и я предлагаю вам точно также отнестись к продвижению книги, как к работе.
Вам нужно выполнить план по рассылке рукописи в издательство. Только и всего. С трезвой головой и холодным сердцем. Без ожиданий и нервов, это просто работа!
Вам нужно показать первую главу книги трем друзьям и узнать их мнение, что понравилось, что нет и захотели бы они читать дальше. Только и всего: первый, второй, третий. Кто-то отказал, ну, ок! Бывает! Берем следующего!
Дальше вы узнаете варианты, как можно выложить готовый роман и продавать его, не ожидая ни от кого милостей. Да, вероятно, в этом случае о нём узнают меньше читателей. Да, оформление (обложка, аннотация) ляжет на вас.
Но вам важно начать и начать делать неидеально!
Жизнь без страха
Писательство первоклассный инструмент для работы со страхами. Вы можете создавать героя, вкладывать в его сердце и душу свои личные страхи и через текст проживать их в безопасной форме.
При этом вы автор, а значит в ваших руках и степень погружения в страх, и форма, которая помогает его преодолеть.
Как это может выглядеть в тексте:
Вы сталкиваете героя с собственным страхом и через сюжет выводите его в новую точку развития;
Вы не просто сталкиваете героя с вашим страхом, но еще и усиливаете проблему. Добавляете в нее стекла, боли и отчаяния, и снова находите выход из ситуации.
Вы автор, и вы решаете, как пройдете или преодолеете страх. Вариантов могут быть десятки. На этом построена работа в сказкотерапии:
1. Героя вовремя спасут;
2. Герой даст отпор;
3. Герой сумеет убежать и спрятаться;
4. Поможет случайное совпадение;
5. Герой отомстит врагам и станет сильнее;
6. Герой отряхнётся, сделает выводы и пойдет дальше;
7. Герой проработает болезненный опыт с психологом, напишет книгу о пережитом, и она поможет сотням других людей.
Предлагаю вам несколько техник из арт-терапии, чтобы пойти еще глубже и перевести вашу работу со страхами в шаги из реальной жизни.
Чем можно усилить вашу работу со страхами (если вы прорабатываете в книге свой страх):
1. Отыграть сценку страха, проиграть движениями, голосом происходящее;
2. Создать несколько вариантов концовок, как герой преодолел страх (вы пишете несколько финалов);
3. Нарисовать финальную точку, когда герой прошел через страх (его чувства, что его окружает), и сохранить для себя, как память (можно схематично);
4. Если рисовать финал совсем тяжело, можно заменить его коллажем из фотографий или просто подобрать кадр, который вызывает у вас похожие эмоции (свободы, преодоления, счастья) и оставить для себя, чтобы возвращаться в то состояние, если появится необходимость;
5. Прописать для себя понятную стратегию поведения: как вы теперь станете поступать, если столкнетесь с той пугающей ситуаций.
Писательский совет. «Всегда оставайтесь собой. В текстах, в общениях с читателями, с коллегами. Писательство дистанция длинная и против своей природы так долго идти не выйдет.
На каком-то этапе может показаться, что можно задавить себя и подстроиться под аудиторию, писать что-то более востребованное, но как показывает практика ничего кроме невроза из этого не получается.
Безусловно стоит немного подкорректировать свои задумки, чтобы их лучше читали (например, где-то добавить любовную линию, где-то мордобоя и кровищи), потому что каждому из нас хочется найти читателя, но надо понимать, что эффективной будет именно корректировка, а не радикальное изменение в угоду публике.
Ищите баланс между тем, что хотите писать вы и тем, что хотят читать. Именно в нем и есть самый большой секрет. Когда история нравится автору, когда она создается с любовью и энергией, она оживает и дарит удовлетворение и радость всем участникам процесса: и автору, и читателю».
Анна Пожарская современная российская писательница, пишущая, в основном, в жанре фэнтези. У Анны более двадцати книг. Каждая отличается проработанными мирами, объемными характерами персонажей и головокружительными приключениями. Многие стали бестселлерами книжного интернет-магазина ЛитРес. Все книги автора можно приобрести в аудиоформате, роман "Брачная афера Ривотта Мадсона" также доступен в бумажной версии.
Упражнение 10. «Момент истины»
Давайте поучимся стойко переносить отказы.
Найдите группу из трех человек, которые готовы прочитать 2-3 ваших первых главы.
Если у вас нет подходящих знакомых, идите в интернет. В социальных сетях масса групп, посвященных писательству. В каждой есть раздел «Обсуждения», где активные люди что-то спрашивают или делятся мыслями. Походите по их страничкам и найдите тех, кто хотел бы, как и вы, обмениваться обратной связью, чтением глав и только встает на писательский путь.
Интернет это крайне безопасная среда для общения. В самом худшем случаем вас проигнорируют или пошлют лесом. Но пошлёт кто? Какое-то левое существо с чужой фоткой на аватарке. Однако в писательских группах, как правило, тысячи участников, вы просто пишите следующему, кто вам понравился. Все-таки обычно в группах собираются люди, увлеченные одной идеей.
(Психо)Упражнение 11. «Ревизия страхов»
Выпишите все свои страхи на тему писательства. Используйте следующую методику.
Вот как я решаю проблему со страхами. 10 практических шагов:
Я вызываю страх на серьезный разговор. Пусть он боится, а не я! Давайте узнаем, как побороть страх. Да-да, я подвергаю страх трепетному и серьезному допросу:
1. Откуда он появился? Что произошло? Какое событие повлияло на этот страх? Это разовое событие или повторяющееся? Что можно еще попробовать, чтобы улучшить ситуацию?