Одна и пять идей. О концептуальном искусстве и концептуализме - Терри Смит страница 5.

Шрифт
Фон

3

О проектах Art & Language, в которых существенную роль сыграл Смит, см.: Art & Language. Blurting in A&L. New York and Halifax: Art & Language Press and the Press of the Nova Scotia College of Art, 1973; Burn I., Ramsden M., Smith T. Draft for an Anti-Textbook // Art-Language 3. No. 1. September 1974; Art & Language Australia / ed. T. Smith. Ban-bury, UK: Art & Language Press, 1976.

4

Smith T. Color-Form Painting: Sydney 19671970 // Other Voices 1. No. 1. June-July 1970. P. 617.

5

Каталог к этой выставке: Smith T., McGillick T. The Situation Now: Object or Post-Object Art? Sydney: Contemporary Art Society of Australia, 1971.

6

Смит Т. Искусство и Art and Language. Наст. изд. С. 5883.

7

Там же. С. 61.

8

Издание Куна, которое читали в группе: Kuhn T. S. The Structure of Scientific Revolutions, 2nd edition. Chicago: University of Chicago Press, 1970.

9

Ранние идеи Смита о провинциализме см.: Smith T. The Provincialism Problem // Artforum. September 1974. P. 5459, а также еще более ранний текст Smith T. Provincialism in Art // Quadrant. April 1971. P. 6771. Также стоит прочитать эссе, написанное еще раньше коллегой Смита по группе Иэном Бёрном: Burn I. Art Is What We Do, Culture Is What We Do to Other Artists // Dialogue: Writings in Art History. Sydney: Allen and Unwin, 1991. P. 131139. О историографии провинциализма см.: Barker H., Green C. The Provincialism Problem: Terry Smith and Center-Periphery Art History // Journal of Art Historiography 3. December 2010. P. 117.

10

Ряд стенограмм бесед, записанных в Мельбурне и Аделаиде, доступны в Art & Language Australia / ed. T. Smith. Op. cit.

11

Смит Т. Задачи перевода: Art & Language в Австралии и Новой Зеландии в 19751976 годах. Наст. изд. С 84-113.

12

Келли М., Смит Т. Беседа о концептуальном искусстве, субъективности и Послеродовом протоколе. Наст. изд. С. 114131.

13

Там же С. 115

14

Camnitzer L., Farver J., Weiss R. Foreword // Global Conceptualism: Points of Origin, 1950s1980s. New York: Queens Museum of Art, 1999. P. viii.

15

Смит Т. Периферии в движении: концептуализм и концептуальное искусство в Австралии и Новой Зеландии. Наст. изд. С. 133.

16

Среди работ Смита о современном искусстве и современности, написанных к настоящему моменту, см.: Smith T. What Is Contemporary Art? Chicago: University of Chicago Press, 2009; Smith T. Contemporary Art: World Currents. Upper Saddle River, NJ: Pearson / Prentice Hall, 2011; Смит Т. Осмысляя современное кураторство / пер. А. Матвеевой. М.: Ад Маргинем, 2015.

17

Смит Т. Одна и три идеи. Концептуализм до, во время и после концептуального искусства. Наст. изд. С. 160191.

18

Там же. С. 164.

19

О связи между концептуальным искусством и радикальной политикой 1960-х годов см.: Stimson B. The Promise of Conceptual Art // Conceptual Art: A Critical Anthology / eds. A. Alberro, B. Stimson. Op. cit. P. xxxviii-lii; Bryan-Wilson J. Art Workers: Radical Practice in the Vietnam War Era. Berkeley: University of California Press, 2011. О связи концептуального искусства с другими интеллектуальными течениями 1960-х и 1970-х годов см.: с постструктурализмом и психоанализом Meltzer E. Systems We Have Loved: Conceptual Art, Affect, and the Antihumanist Turn. Chicago: University of Chicago Press, 2013; с теорией информации, кибернетикой и вычислительными процессами Shanken E. A. Art in the Information Age: Technology and Conceptual Art // Leonardo 35. No. 4. August 2002. P. 433438; с теорией систем Skrebowski L. All Systems Go: Recovering Hans Haackes Systems Aesthetics // Grey Room 30. August 2008. P. 5483.

20

Lippard L. R., Chandler J. The Dematerialization of Art (1968) // Conceptual Art: A Critical Anthology / eds. A. Alberro, B. Stimson. Op. cit. P. 46. Позже в своей книге Six Years: The Dematerialization of the Art Object. New York: Praeger, 1973, занимающей особое место среди первых книг о концептуализме, Липпард развивает идеи, которые впервые были сформулированы в эссе, написанном совместно с Чандлером, при этом рассматривая дематериализацию в ретроспективном ключе.

21

Lippard L. R., Chandler J. The Dematerialization of Art. Op. cit. P. 46.

22

LeWitt S. Paragraphs on Conceptual Art (1967) // Conceptual Art: A Critical Anthology / eds. A. Alberro, B. Stimson. Op. cit. P. 12.

23

LeWitt S. Sentences on Conceptual Art (1969) // Conceptual Art / eds. A. Alberro, B. Stimson. Op. cit. P. 107.

24

Цит. по: Кошут Д. Искусство после философии [1969] / пер. с англ. А. А. Курбановского // Искусствознание.  1. 2001. С. 543563.

25

Тавтологичность ранних текстов Кошута о концептуальном искусстве неоднократно подвергалась критике. В частности, см.: Buchloh B. H. D. Conceptual Art 19621969: From the Aesthetic of Administration to the Critique of Institutions // October 55. Winter 1990. P. 105143. Также см.: Kosuth J. Siegelaub S. Joseph Kosuth and Seth Siegelaub Reply to Benjamin Buchloh on Conceptual Art // October 57. Summer 1991. P. 152157, а также Buchloh B. H. D. Buchloh Replies to Kosuth and Seth Siegelaub // October 57. Summer 1991. P. 158161.

26

Цит. по: Кошут Д. Искусство после философии. Указ. соч. Курсив присутствует в оригинале.

27

Питер Осборн и Александр Альберро следуют за Кошутом, проводя внутренние различия в концептуальном искусстве. Разграничения между «инклюзивными или слабыми концептуализмами» и «эксклюзивными или сильными концептуализмами» см.: Osborne P. Conceptual Art and/as Philosophy // Rewriting Conceptual Art / eds. M. Newman, J. Bird. London: Reaktion, 1999. P. 49. Более общие рассуждения Осборна о концептуальном искусстве см.: Osborne P. Conceptual Art. London: Phaidon, 2002. Более структурированная и точная информация об этих разграничениях в Alberro A. Reconsidering Conceptual Art, 19661977 // Conceptual Art: A Critical Anthology / eds. A. Alberro, B. Stimson. Op. cit. P. xvi-xxxvii.

28

Об этих выставках см.: Green A. M. When Attitudes Become Form and the Contest over Conceptual Arts History // M. Corris. Conceptual Art. Op. cit. P. 123143; Allan K. Understanding Information // M. Corris. Conceptual Art. Op. cit. P. 14468; Dereux F. Harald Szeemann: Individual Methodology. Zürich: JRP|Ringier, 2007. P. 91148; Rattemeyer C. et al. Exhibiting the New Art: «Op Losse Schroeven» and «When Attitudes Become Form» 1969. London: Afterall, 2010. Антологии см.: Conceptual Art / ed. U. Meyer. New York: Dutton, 1972; Lippard L. R. Six Years. Op. cit.; Idea Art: A Critical Anthology / ed. G. Battcock. New York: Dutton, 1973.

29

Смит Т. Искусство и Art & Language. Наст. изд. С. 81.

30

Смит Т. Искусство и Art & Language. Наст. изд. С. 60.

31

Там же.

32

В связи с этим см.: Art & Language. Comparative Models (1972) // Art & Language. Eindhoven, Netherlands: Van Abbemuseum, 1980. P. 5162.

33

За четыре года до этого Терри Аткинсон, который тоже был участником Art & Language, пытался отделить «точку зрения» группы от позиции других концептуальных художников, см.: Atkinson T. From an Art & Language Point of View // Art-Language 1. No. 2. February 1970. P. 2560.

34

Кошут Д. Искусство после философии. Указ. соч.

35

Смит Т. Искусство и Art & Language. Наст. изд. С. 63.

Одна и пять идей. О концептуальном искусстве и концептуализме
читать Одна и пять идей. О концептуальном искусстве и концептуализме
Терри Смит
Терри Смит (род. 1944) – австралийский теоретик, критик и куратор современного искусства, бывший участник коллектива Art & Language, стоявшего у истоков западного концептуализма. Пять его эссе, собранные в этой книге и предваренные обстоятельным введением редактора, написаны в период с 1972 по 2

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке