Страсти и деньги в зеркале времени - Куликов Сергей Борисович страница 2.

Шрифт
Фон

Кстати сказать, хотя это и боковое ответвление нашего повествования, Георгий Христович Шингаров болгарский врач. Данный факт достоин упоминания, ибо расширяет географию «отечественной психологии» ещё и до пределов стран так называвшегося когда-то «социалистического лагеря». В него входили страны Восточной Европы, но не только.

Впрочем, Шингаров только родился и учился в Болгарии, что уже немало. Работал же он с 60х годов XX века в Москве. Поэтому его с полным правом можно называть «отечественный учёный».

Вернёмся к теме. Нельзя понимать приведённое выше так, что при изучении человеческих эмоций имеет значение лишь наблюдение за поведением животных. Важно обобщать данные, полученные в лабораторных условиях именно относительно людей. Этот подход помогает накапливать эмпирический материал, обеспечивая объективность достигаемых результатов.

Между тем лабораторные исследования имеют существенные ограничения. Вовлечение людей в исследовательскую практику ограничено нормами морали, права и другими правилами в обществе. Налагаемые ограничения предполагают исключение немотивированного и несогласованного использования человека в лабораторных исследованиях.

Всё это позволяет выделить второй аспект исследования эмоций в теоретической психологии, а именно этический. Под вопрос попадают способы получения исследовательской информации. Долгое время в лабораторных исследованиях такие способы сочетались с признанием возможности целенаправленно причинять вред живым организмам.

В частности, Кэннон прибегал к иссечению участков нервной системы у подопытных животных. Понятное дело, ничего подобного в отношении здоровых людей предприниматься не может. Впрочем, в современных условиях практикуют вживление слабых электродов для стимуляции эмоциональных переживаний.

Вместе с тем собирают данные при наблюдении патологических состояний и проявлений, скажем, в психиатрических лечебницах. Но заболевания протекают по-разному. В итоге наблюдениям подвержены спонтанно сложившиеся состояния человеческой психики. Поэтому полученные результаты не всегда можно повторить и проверить. Так что они могут приниматься лишь с известной долей скепсиса.

Выделенные аспекты служат поводами для проведения специальных исследований в теоретической психологии. Например, вполне перспективно обратить внимание на зарождение и развитие установки на этическую нейтральность нейрофизиологических разработок. Впрочем, мы двинемся несколько в ином направлении.

Дело в том, что обсуждение этических вопросов проблематично без выявления путей устранения упомянутой трудности по сбору данных. Для получения достоверных знаний необходимо включить человека в состав животного мира. Тогда будет оправдано применение всех тех методов, которые используются при изучении животных. Но этика запрещает наиболее действенные методы исследований в данном направлении, признавая их неоправданными.

Как же устранить неизбежный пробел в теоретических построениях? Нужно ещё раз осмотреть познавательные процедуры и прояснить закономерности трансформаций в понимании эмоций. Откроется возможность увидеть пути видоизменения фундаментальных установок на изучение их природы и сущности.

Будем держаться указанного пути. Постараемся найти достойный ответ на вопрос о закономерностях видоизменения фундаментальных установок на понимание природы и сущности эмоциональной сферы. Для этого важно исходно решить, по крайней мере, две задач.

Во-первых, надо понять, какая закономерность стоит за базовыми установками представления эмоций в теоретической психологии. Во-вторых, важно хотя бы предварительно наметить закономерные варианты трансформации основ понимания эмоциональной сферы. Именно тогда станет ясно, на что ориентируются исследователи, меняя свои установки.

Закономерности

Любая закономерность показывает устойчивую и повторяющуюся связь между объектами в реальности. Изучение закономерностей, стоящих за действиями исследователей в психологии, позволяет поэтому выделить один существенный момент. Открывается перспектива по восполнению сложившихся в теоретической психологии вариантов фундаментального понимания эмоций. В конечном итоге могут быть сформированы надежные представления о динамике видоизменения таких вариантов.

Начнём с сопоставления подходов к изучению эмоций в различных науках, таких как философия, психология и биология. В этом контексте принципиально важен проблематический характер отмеченного выше соотнесения феномена эмоций с миром животных и миром человека.

Обратимся сначала к философии. В направлениях философии XX века, в особенности в философской антропологии, человек понимается в качестве особого существа. Толковать его исключительно в рамках биологических категорий затруднительно. Человеческое тело не имеет природной специализации, оно не позволяет человеку выполнять роль хищника или травоядного.

Отсутствие определённости во многом лишает человека надежд на лёгкое обретение гармонического единства с природой. Внутри человеческого племени это влечёт важные последствия. В частности, выбор партнёра обуславливается не слепым стремлением к продолжению рода, а рождает дополнительные переживания.

Для вступления в связь одному человеку нужно любить другого человека или хотя бы испытывать симпатию. Ничего подобного в животном мире нет. Достаточно простой готовности к спариванию в брачный период. За животных выбор делает сама природа, человек же руководствуется эмоциями.

Доводы разума тоже имеют силу, но, как ни странно, в вопросах любви и ненависти они играют роль скорее природного фактора. Вступление в «браки по расчёту» ведь базируется на разумной аргументации целесообразности таких браков. Что это, как не стремление обойти эмоциональные блоки и направить действия людей в своего рода «природное русло»?

Важная роль эмоций в активности человека вытекает не только из закономерностей, выявленных в философской антропологии. Некоторые другие направления, например, феноменология подчёркивают связь эмоциональных переживаний и структурных особенностей сознания. Обратим внимание на то, что связь отмечается не с природными компонентами психики, а именно с сознанием. В частности, взаимное влияние эмоций и сознания отмечал Ж.-П. Сартр.

Между прочим, имеются следующие причины представления Сартра в качестве сторонника феноменологии. Надо пояснить, ведь многие искренне считают его экзистенциалистом. Сам Сартр, однако, видел своё главное творение «Бытие и ничто» опытом феноменологической онтологии. Именно так записано в подзаголовке данного труда.

В художественных же произведениях Сартра раскрывались особенности человеческого существования. Потому он и «экзистенциалист», хотя был ещё и «коммунистом». Но в данный момент нас интересует не это.

Сартр-феноменолог полагал, что для изысканий в сфере эмоций закономерным является уточнение значения эмоциональных переживаний. Поэтому недостаточно обходиться одним лишь сбором фактических данных. Нужно дополнить их логическими выводами. Слабой стороной подхода оказывается отступление в область умозрительных рассуждений, отрыв от объективности позитивного знания.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке