Культура и личность в баснях И.А. Крылова - Каменец Александр Владленович страница 2.

Шрифт
Фон
Едва-едва дышал в когтях у ней.«Ну, что же?» продолжает Кошка:«Пропой, дружок, хотя немножко».Но наш певец не пел, а только-что пищал.«Так этим-то леса ты восхищал!»С насмешкою она спросила:«Где ж эта чистота и сила,О коих все без-умолку твердят?Мне скучен писк такой и от моих котят.Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:Всё без начала, без конца,Посмотрим, на зубах каков‐тобудешь вкусен!»И съела бедного певца До крошки.Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?Худые песни СоловьюВ когтях у Кошки.

Комментарий

Басня посвящена не только цензуре, но и ее истокам. Одним из них является не только идеологический контроль, но и обычная человеческая зависть. Здесь надо отметить, что Кошка считает себя также знатоком музыки, сравнивая себя с соловьем. Ценит она себя и как музыкального исполнителя, считая свое мурлыканье не менее музыкальным, чем соловьиное пение. Это самомнение становится самооправданием для уничтожения умелых певцов. В истории масса примеров, когда те или иные репрессии по отношению к художникам, музыкантам, писателям со стороны власть предержащих оправдывались низким художественным уровнем репрессируемых творцов литературы и искусства.

В басне ситуация осложняется тем, что создаваемая ситуация страха и реального насилия по отношению к «соловьям» лишает возможности последних для полноценного художественного творчества. Впечатляет неотвратимость и жестокость Кошки по отношению к Соловью, у которого нет никакой возможности уцелеть.

Эта ситуация имеет еще более глубокий подтекст, который заключается в том, что уничтожение тех или иных «жертв» «хищниками» оправдывается в виде морали, которая реализуется как принцип «Пусть умрут бесполезные члены общества и останутся самые достойные и сильные». Опасность этого принципа состоит в том, что он не может быть оценен в правовом поле т. к. сами «хищники» и создают законы, оправдывающие их безжалостное отношение к своим жертвам на основе распространяемого мнения, что каждый должен выживать самостоятельно без какой-либо защиты извне.

«Соловьи» сами не могут себя защитить от хищных «кошек». У них нет когтей, зубов и других средств защиты. Их соловьиное пение не ценится в обществе, где господствуют «хищники». Оно замещается только тем исполнительским искусством, которое может восприниматься хищниками и приводит к неизбежным необратимым потерям во всех видах культурной деятельности, которые этим хищникам недоступны.

«Хищники» не способны и не хотят наслаждаться истинным искусством, глубоко в нем разбираться, зато получают удовольствие садистов, во власти которых находятся многие создатели интеллектуальной и художественной продукции. В этой ситуации могут уцелеть только те деятели науки, культуры и искусства, которые сами становятся «хищниками», уничтожая всех возможных конкурентов в творческой деятельности. Для этого они стараются занять должности и социальные места, позволяющие им безнаказанно преследовать и уничтожать морально и физически возможных и реальных конкурентов в сфере творчества.

Становясь хищниками, такие деятели мутируют от «соловьев» к «кошкам», имитируя или реализуя одни и те же собственные однообразные исполнительские возможности. Они теряют способность к какому-либо равноправному диалогу с «соловьями», упиваясь собственным влиянием и значимостью в обществе. В сущности, они уже получают удовольствие не от самого процесса творчества, а от уничтожения всех возможных конкурентов, чтобы сохранить захваченные ими материальные блага.

Сам же процесс подавления всех независимых творческих субъектов осуществляется с помощью показательных дискуссий, обсуждений с привлечением соответствующих «экспертов», защишающих интересы таких «кошек». Эти обсуждения приобретают черты судилища над теми, кто не может быть привлечен в качестве равноправного участника обсуждений.

Здесь надо иметь в виду, что многие кошки, как известно, сами выслеживают добычу, подстерегают птиц и других существ, даже будучи сытыми. Они любят «поиграть» с пойманной жертвой, давая им ничтожный шанс на спасение. При этом они понимают, что нельзя давать слишком много свободы обреченной жертве, чтобы она не вырвалась на волю. Так происходит и большинство дискуссий, обсуждений в обществе, где выбранным жертвам заведомо отведена участь тех, кто должен быть морально или физически уничтожен. Этим жертвам, по сути дела, не дают возможности полноценно выразить себя. Они могут только пищать и оправдываться, находясь «в зубах» безжалостных хозяев общественного мнения и вкуса, а также их глашатаев.

За такой предвзятостью всегда стоит тот или иной вполне материальный интерес «кошек», преследующих «соловьев». Соловьиные же трели просто недоступны таким «кошкам». Это означает, что любая изысканность, тонкость «соловьиных» смыслов, переживаний будет уничтожаться такими «кошками», чтобы обеспечить себе моральное оправдание в истреблении подлинных творцов.

Один из выводов здесь может состоять в том, что «соловьям» в принципе надо держаться подальше от «кошек»: не участвовать в «кошачьих» конференциях, творческих конкурсах, сборниках, дискуссиях, научных коллективах и т. д. «Кошачья» психология проста приобретать как можно больше жизненных благ, создавая продукцию, удовлетворяющую в основном свои биологические потребности и такие же потребности тех, за счет кого они благоденствуют. В исполнительском творчестве и в создании художественных произведений это удовлетворение физиологических потребностей зрителей, слушателей в виде развлекательной продукции для получения приятных ощущений, удовлетворения агрессивных и сексуальных инстинктов. В научной сфере это склонность к поиску простых и общеизвестных истин, не требующих для их усвоения напряженных интеллектуальных усилий, зато создающих видимость новизны.

«Соловьям» в таком социуме места нет, пока агрессивные «кошки» будут у власти и распространять близкую им психологию потребительства, но не реальной творческой, созидательной деятельности. «Соловьям» в этой ситуации надо объединяться в собственные сообщества и не допускать в свою среду «кошек», даже если те будут обещать «соловьям» материальные блага, выставляя себя истинными знатоками «соловьиного пения». Доверчивых «соловьев» неизбежно съедают вместе с их творчеством.

Кукушка и орел

Орел пожаловал Кукушку в Соловьи.Кукушка, в новом чине,Усевшись важно на осине,Таланты в музыке своиВыказывать пустилась;Глядит все прочь летят,Одни смеются ей, а те ее бранят.Моя Кукушка огорчиласьИ с жалобой на птиц к Орлу спешит она.«Помилуй!» говорит: «по твоему веленьюЯ Соловьем в лесу здесь названа;А моему смеяться смеют пенью!» «Мой друг!» Орел в ответ: «я царь, но я не бог.Нельзя мне от беды твоей тебя избавить.Кукушку Соловьем честить я мог заставить;Но сделать Соловьем Кукушку я не мог».

Комментарий

В басне описывается встречаемый разрыв между имеющейся должностью и способностями, которые ей должны соответствовать. Кукушка воплощает тип карьериста, который хочет занять новую должность любой ценой, сместив более способного исполнителя. Достаточно быстро выясняется, что карьерист не готов к новой должности, вызывая насмешки у окружающих. В басне есть все же некоторый урок такому карьеристу, которому не может помочь обрести уважение даже тот, который его назначил на новую должность и обладает определенным властными полномочиями.

Культура и личность в баснях И.А. Крылова
читать Культура и личность в баснях И.А. Крылова
Каменец Александр Владленович
Предлагаемое издание представляет собой культурологические комментарии к басням И.А. Крылова. В нем затрагивается широкий круг тем и вопросов, которые могут представлять интерес как для массового читателя, так и для исследователей, педагогов, широкого круга специалистов, имеющих отношение к изучению

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке