Даже если я переплатил, то немного, заметил он. От стартовой цены недалеко ушел, всего на три шага. Драки за картину не было. В зале никто не набавлял, только в Сети какой-то блаженный один раз. В общем, сами видите, самое то для столовой.
Он указал пальцем в пол.
Возле камина повешу.
Вы уверены? усомнилась художница. Там постоянные перепады температуры, влажности Полотно может испортиться.
Максим отмахнулся:
Поэтому я и не стал брать ничего ценного. Для отеля в самый раз. И не жалко, и не стыдно, и постояльцам приятно. Искусство, мать его так.
«А он ничего себе, Александра с трудом сдерживалась, чтобы не улыбнуться. Тоже лучше, чем я ожидала».
Как я поняла, речь идет о копировании? спросила она, вновь обращая взгляд на полотно. Так, может, лучше будет повесить в столовой копию?
Нет-нет, ни в коем случае, категорично заявил Максим. Но копии мне действительно нужны. Для шале. Пять копий для пяти домиков, и побыстрее. За месяц управитесь?
Теперь Александра не сводила с него изумленного взгляда. Она была сбита с толку и ожидала продолжения, но Максим, судя по всему, считал, что выразился ясно.
За месяц успеете? повторил он.
Во всех шале будут одинаковые картины? нерешительно уточнила художница.
Именно, кивнул Максим. Да и не совсем картины, если быть точным. Что такое венка, знаете? Сталкивались?
Ей показалось, что она ослышалась. Мужчина смотрел на нее уже с явным раздражением. Его тонкие ноздри нервно подергивались, водянистые глаза приобрели жесткое выражение.
Венка? переспросила она. Если это то, о чем я думаю, то венка это олеография, наклеенная на холст, оттиснутая под прессом, чтобы придать бумаге рельеф холста, и покрытая лаком. Впервые такие гибриды появились в Вене, во второй половине девятнадцатого века, отсюда название Имитация настоящей картины маслом за небольшие деньги Некоторые венки даже дописывались вручную, для пущей рельефности.
Все верно. Максим достал из сейфа рулон, который заметила там Александра. Вот, здесь олеографии. Масштаб один к одному. Остальные материалы купите сами и предоставите мне счет. Багеты тоже должны быть идентичны оригиналу. Он постучал указательным пальцем по бронзовой раме. Все. Теперь насчет сроков и оплаты
Подождите! Александра с трудом сохраняла самообладание. Вы предлагаете мне сделать венку?
Пять штук, уточнил Максим. Есть препятствия?
Да как бы сказать, она терялась под его взглядом, который ощущала как прикосновение бесцеремонное и недоброе. Наконец, собравшись с духом, художница заявила: Я никогда этого не делала.
Богуславский поднял брови и улыбнулся. Улыбался он, опуская углы губ вниз. Это была улыбка наоборот.
А разве это так сложно? осведомился он. Светлана мне сказала, что вы первоклассный реставратор. С такой-то ерундой справитесь!
Александра покачала головой:
Нет, я не так выразилась. Я никогда этого не делала И не хотела бы делать, закончила она с сильно забившимся сердцем.
Мужчина присел на край письменного стола, скрестив руки на груди, рассматривая собеседницу с явным любопытством.
А почему, что тут такого? спросил он. Для вас это какая-то репутационная потеря? Это вас унижает?
Ну, можно и так сказать. Александра снова уселась в кресло. Сердце все еще колотилось в горле, и она сама не понимала, отчего так волнуется. Такую работу может сделать для вас любой студент художественного училища. Нужно только мало-мальски разбираться в технологии. Я реставратор, это так, но я еще и художник. А то, что вы предлагаете Это очень странно. Если уж на то пошло, можно заказать пять копий акрилом на холсте, их нарисует краскопульт, когда в компьютер загрузят изображение оригинала. С абсолютной точностью. Это все равно что вышивальные швейные машинки, все по шаблону. Ну, а потом можно будет и лаком покрыть, и кракелюры строительным феном сделать, если вам угодно.
Она указала на картину Крола:
Полотно в хорошем состоянии, наверняка перед торгами его освежили, так часто делают. Парадокс в том, что копия зачастую выглядит старше оригинала, ее старят нарочно, чтобы выглядело убедительнее.
Копия или подделка? перебил Максим, не сводя с нее глаз.
Подделка тем более! горячо воскликнула художница. Тут уж не жалеют ни трудов, ни денег. Есть аутентичные материалы, которые проходят все проверки, они дорогие, но достать их не составляет труда. В Китае, например, работает целая сеть фабрик, производящих краски и грунт по вышедшим из употребления технологиям, с применением запрещенных химикатов. Учитывая то, что на таких производствах нет очистных сооружений, отравляются и рабочие, и окружающая среда. Но никому нет дела. Производство свинцовых белил, например, превращает рабочего в тяжелого инвалида за пару лет. Зато поддельная картина успешно проходит рентген, химический анализ и пожалуйста, эксперт с чистой совестью дает заключение, что никаких несоответствий не обнаружено. Ватто не писал, например, цинковыми белилами. Только свинцовыми. Цинковые изобрели через шестьдесят лет после его смерти.
Максим рассмеялся. Смех у него оказался неожиданно заразительный, но художница даже не улыбнулась.
Да я же не предлагаю вам подделать картину! напомнил он, успокоившись. Я предлагаю вам сделать предельно достоверные венки, и это не так просто, как вам показалось. Понимаете, ваши работы должны выглядеть так, будто их сделали еще в девятнадцатом веке, при жизни Крола. Краскопульт не подойдет. Это дешевка, а мне нужен высокий класс.
Я должна сымитировать имитацию? переспросила Александра. Она никак не могла осознать услышанное. Венку, которой цена за глаза десять тысяч рублей? Вот этого еще не доводилось делать Предложений сымитировать подлинник было немало. Но вы этим не интересуетесь, как я поняла
Я похож на преступника? осведомился Максим.
«Похож!» подумала художница, молча пожимая плечами.
Ну, спасибо. Он правильно истолковал ее движение. Ладно, давайте еще раз: вы изготавливаете, по всем правилам, как вы там умеете, пять венок, идентичных тем, которые делали в девятнадцатом веке. Никто их за подлинники не примет, разумеется. Подделать подделку это не подделка.
«А украсть краденое, по его логике, не кража, мысленно закончила Александра. Все-таки он человек из-под темной звезды, Света права!» Вслух же она спросила:
Не мое, конечно, дело, но можно узнать, зачем это вам?
Да все просто, с досадой произнес Максим. Тут будет арт-отель. В Европе таких полно. Бывают экоотели, бывают арт, чего только не бывает. В главном здании повесим подлинник пейзаж со сценой охоты. Я специально узнавал это самая подходящая тема для шале. Во всех домиках будут висеть олеографии, примерно той же поры, что и подлинник. Мелочь, а приятно. Думаете, легко было такие достать?
Он бережно развернул рулон. Александра приподнялась:
Это олеографии девятнадцатого века?
Представьте себе, гордо ответил Максим. И все вместе они ощутимо стоили, включая комиссионные агентам. Две нашли в Нидерландах, одну в Швейцарии, одну в Германии, одну в Австрии. Так что забудьте про десять тысяч рублей за штуку.
Вы проделали большой труд. Она рассматривала пожелтевшие отпечатки со сценой охоты на оленя. Надеюсь, идея себя оправдает Хотя в домиках можно было просто повесить другие охотничьи сценки того периода. Я бы вам достала недорого. Уж не по той цене, за которую вы Крола приобрели. И возни меньше.
Нет-нет, другие картины не нужны! запротестовал Максим с непонятным ей жаром. Мне понравилась вот именно эта, я ее еще перед аукционом на выставке присмотрел. Шатался по Цюриху, случайно, в общем, зашел Что-то меня зацепило.