На юге, где условия для земледелия были более благоприятными, славяне распахивали большие участки земли, которые использовались 2030 лет. Здесь достаточно было убрать лишнюю траву. Здесь не было недостатка в плодородных почвах, землю возделывали по методу, называемому «перелог» (перекладывание). Дело в том, что и южные земли давали урожаи не более трех лет подряд. И, переходя на другие участки, славяне оставляли прежние, позволяя им покрыться естественной растительностью для восстановления необходимых ресурсов. После истощения почвы участки забрасывали и переходили на новые. Такая система обработки земли получила название «переложная». Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница и просо. На севере начали культивировать рожь, которая наиболее неприхотлива из злаковых культур. Хлеб был главной пищей людей, оттого зерно называли «житом» (от слова «жить»).
Огромные лесистые просторы, бедные малопродуктивные почвы, огромные затраты труда и его низкая продуктивность, примитивные орудия труда, отсутствие собственных источников железа все это тормозило развитие славянских народов, вынуждало их заниматься другими видами хозяйственной деятельности. Собирательство, охота, рыболовство давали достаточное количество необходимого продукта для жизни. Зарождающееся животноводство обеспечивало накопление богатства. Не случайно славянский бог Велес (Волос) был богом скота и одновременно богом покровителем богатства. Но оно было развито слабо и ограничивалось, преимущественно, свиноводством и заимствованным у кочевых народов разведением крупного рогатого скота. Коневодство только начинало распространяться и было привилегией богатых людей князей и их старших дружинников. Археологические раскопки показывают, что славяне разводили лошадей, коров, свиней, коз, овец и домашнюю птицу. Также мужчины и юноши ходили на охоту с луками и копьями, добывали в лесах кабана, оленя, медведя и мелких животных. В реках рыбу ловили крючками, сетями, неводами и разнообразными плетёными приспособлениями. Подсобную роль в хозяйстве играло и бортничество сбор мёда диких пчёл. Среди товаров, которыми славяне чаще всего торговали, были пушнина и мед. Шкурки куниц с древних времен служили эквивалентом обмена. Со временем кунами стали называть серебряные деньги.
В те времена торговля и грабеж были тесно связаны друг с другом. Можно было не только обменять, но и просто отнять все необходимое. Это было даже проще и выгоднее. Иноземные купцы грабили окрестное население для того, чтобы прокормить гребцов и охрану; славяне грабили купцов, чтобы отомстить им за грабежи или просто для того, чтобы задарма поживиться необходимыми товарами. Те, кто участвовал в этих грабежах, быстро богатели, приобретали славу и авторитет, а вместе с ними и власть в своих племенах. С этим же процессом связано появление варягов в славянских землях. Потомки викингов, промышлявших в более ранние времена разбоем, либо сопровождали купеческие караваны в качестве наемной охраны, либо самостоятельно промышляли разбоем. Нередко они оседали в славянских землях, нанимались в качестве дружины к славянским князьям, постепенно ассимилировались, превращались нередко в политическую силу, стоящую во главе отдельных племен и племенных союзов. Очевидно, с этим и связана знаменитая легенда о варяжском конунге (князе) Рюрике с братьями и всей их русью (войском, дружиной, народом), приглашенным ильменскими славянами на княжение, и ставшая благодаря Нестору и немецким ученым Г.-Ф. Миллеру и Г.-З. Байеру официальной версией образования русского государства.
Накопление богатства тесно связано с развитием торгового обмена. Этому во многом способствовало прохождение через территорию восточных славян знаменитого «пути из варяг в греки». К моменту формирования русской государственности этот путь приобрел исключительное значение. Упадок традиционных торговых путей Запада с Востоком по Средиземному морю в результате нарастающей экспансии тюркских народов привел к тому, что основной товарооборот перемещался на речные пути. Великий торговый путь «из варяг в греки» связывал через Новгород и Киев Северную и Южную Европу. Из Балтийского моря по реке Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Далее западным берегом Черного моря доходили до столицы Византии Константинополя. Этот путь стал стержнем, главной торговой дорогой, «красной улицей» восточных славян. Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути.
Славяне активно участвовали в этом процессе. Не случайно первые русские города образовались именно в местах перевалки грузов: Киев за днепровскими порогами, Новгород в истоках Волхова у озера Ильмень, Чернигов, Смоленск по Днепру в местах, где сходились реки, по которым можно было даже из отдаленных племен на лодках привести свои товары и увезти приобретенные у византийских и варяжских купцов.
И, наконец, необходимо учитывать еще одно важное обстоятельство, связанное с расселением восточных славян. Огромные территории, почти сплошь покрытые лесами, малая численность населения, отсутствие минерального сырья для развития ремесел и многие другие факторы привели к тому, что восточные славяне вели практически полукочевой образ жизни. Если в большинстве европейских, формирующихся в то же самое время государств люди достаточно быстро поняли, что нужно осваивать то, что им досталось, то для славян такой проблемы не стояло вообще.
Таким образом, мы видим, что влияние географического положения на развитие цивилизации было разнообразно, но именно это в основном и стало главным формирующим её фактором. Географический фактор сыграл в создании русской государственности и самосознании народа одну из решающих ролей. На их развитие повлиял суровый климат Восточной Европы. Люди были вынуждены бороться с тяжелыми природными условиями, что требовало объединения усилий вначале отдельной семьи, рода и племени, а затем и государства.
Большое влияние на славян, особенно заселивших южные земли, оказывала великая Византийская империя. От набегов на земли империи славяне постепенно переходили к торговле и союзу с греками. Контакты славян и византийцев не ограничивались только торговлей и военным делом: славянская знать стремилась копировать образ жизни богатых греков и приобщалась к достижениям их культуры. Предметы роскоши, шёлка и дорогие вина занимали важное место в торговом обмене славян и империи.
Также славяне подвергались культурному и военному воздействию со стороны северных народов, в частности норманнов варягов. С ними славяне торговали и одновременно воевали, дружили и ходили в совместные военные походы. В конечном итоге именно благодаря взаимодействию с варягами ускорился процесс образования государственности у славян. Нередко славянские вожди нанимали варяжских воинов в качества личной или племенной охраны.
Самыми сложными и напряженными были отношения славян с хазарами. В VII в. на Северном Кавказе тюркоязычные хазары создали своё государство Хазарский каганат. В состав каганата также входили родственные хазарам племена булгар и аланы предки современных осетин. Находившийся на пике своей мощи Хазарский каганат в VIII в. подчинил себе ряд славянских племён и заставил их платить себе дань. В зависимость от хазар на многие годы попали поляне, северяне, вятичи и радимичи. Соседство восточных славян с кочевыми народами, населявшими Северное Причерноморье, приносило немало бед.