Исторические последствия Великого переселения народов и природно-географический фактор Западной и Восточной Европы привели к формированию специфического менталитета народов, населявших эти территории.
В Западной Европе пришлые и местные народы в условиях географической «тесноты» формировались и развивались на основе постоянной конкуренции. Борьба за место под солнцем формировала у них желание быть первым самым сильным, самым богатым, обладать большей властью, выжить за счет соседа, захватить, расширить «ареал» своего обитания, уповая на свою силу и военную мощь. Постепенно мерилом силы, власти и богатства стали деньги. Именно они и стали определять ментальность европейского человека. Все дела его бизнес, погоня за деньгами. Даже вера в Бога и та стала своего рода бизнесом. С Богом, церковью можно заключить сделку, использовать веру в своих корыстных целях. Если в рамках одного племени, а потом государства еще как-то можно было жить в мире и согласии, то по отношению к другим народам (государствам) генетическая враждебность стала нормой. Отсюда постоянные войны, стремление подчинить себе других, использовать их ресурсы для собственного благополучия.
Другое дело в Восточной Европе. Славянские племена, а вместе с ними и неславянские народы жили вольно, широко, свободно. Огромные просторы хотя и порождали конкуренцию, но не ставили ее во главу угла. Славянин мог воевать с другими, но не от «тесноты» жизни, а для удовольствия, от «природной лени», когда можно было с наименьшими затратами получить необходимое путем разбоя, грабежа. Только по мере роста численности населения и для освоения наиболее благоприятных для жизни природных богатств славянские племена отвоевывали чужие территории. Длинная зима способствовала созерцательности, мечтам о «светлом будущем». Вера в Бога, в высшие силы, в отца, старейшину, князя становилась сакральной. Русский человек больше рассчитывал не на собственные силы, а на общину, на семью, на трудовой коллектив, на совместный труд с пользой для всех, в том числе и для себя лично. Русские племена проживают на землях с неблагоприятным климатом; проживали и проживают коллективно. Тяжелые условия жизни выработали у них мягкий характер и братское отношение к другим народам.
Как утверждают специалисты, западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. Приоритет инициативы, идея значимости личности, творческое ее развитие лежат в основе западного общества. Социальная динамика западной культуры волнообразна и неравномерна. Продвижение от старого к новому протекает как ломка устаревших систем ценностей, политических и общественно-экономических структур. Запад, являясь носителем творческого начала, постоянного поиска, бунта и перемен и в то же время проявляя стремление к постоянному, всестороннему познанию окружающего мира и Вселенной, чаще занимает сторону земного, материалистического бытия, тем самым разрушая гармонию, постоянство и органичность собственной духовной и материальной жизни, ее устоев, канонов и устоявшихся норм.
Восточный менталитет являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира, человек предпочитает не вмешиваться в его развитие, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. В отличие от западной культуры, направленной вовне, восточная стремится погрузиться во внутренний мир человека. Для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Восток это сжатость, глубина, тишина. Восток провозглашает принцип познания или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с ним.
Родоплеменная система организации общества закреплялась в сознании людей в виде языческих религиозных представлений. Более того, язычество на этой стадии выступает не только в виде религиозной веры, а скорее как образ жизни людей. Все виды жизнедеятельности подчинены природным, закрепленным в язычестве как нормы и догмы, циклам. Древние славяне, находясь в зависимости от природы, поклонялись ей. Они считали, что реки и озёра, леса и поля населены добрыми и злыми духами, а правят миром людей и миром духов великие боги. Славяне, почитая богов, верили и в существование духов. В лесах, по их мнению, обитал капризный леший, у воды жили русалки и водяные, а дом охранял дух предка или пращура домовой. Добрых духов славяне почитали и обращались к ним за помощью, а от злых духов защищались с помощью заговоров, амулетов или оберегов. Обожествленные силы природы не просто религиозные символы, требующие поклонения и почитания, а скорее высшая сверхъестественная власть, диктующая всем людям определенные нормы и правила жизни.
Уже самое начало западноевропейской цивилизации и Древней Руси было различным как по времени, так и по качественному наполнению совершавшихся процессов. Римская империя пала в конце V века, и в Европе началась эпоха Средневековья. На «осколках» Римской империи многочисленные германские племена, которым суждено было стать основой большинства современных народов Запада, к этому времени либо уже распрощались с первобытностью, либо стремительно двигались от военной демократии к раннеклассовому обществу. Примерами первых были в это время вестготы и бургунды, которые уже к середине V столетия создали на территории еще существующей Римской империи свои королевства; ко вторым можно отнести многочисленные западно- и северогерманские племена, (франки, лангобарды, англы, саксы и другие), жившие в условиях быстро разлагающихся родоплеменных отношений. К VII веку у них появляются уже вполне сложившееся раннеклассовое общество и ранняя государственность.
Что же касается восточных славян, то первые три с половиной столетия Средневековья они находились еще на стадии перехода от первобытного общества к раннему феодализму. Лишь примерно в середине IX века у них возникают первые государственные образования, объединение которых в 882 году дало начало Древнерусскому государству.
Зарождающейся русской цивилизации были характерны следующие черты.
1. Пограничный характер между Западом и Востоком.
2. Речной характер, расположение в лесной и степной природно-климатических зонах.
3. Экстенсивный путь развития. Фактически вся история России это история освоения, колонизации новых земель и территорий, количественный, а не качественный рост.
4. Ломаный цикл исторического развития.
5. Для российской жизни были характерны тенденция к полному растворению индивидуального начала в общности (общине), к тотальному контролю личности со стороны социальных институтов (от общины до государства) и одновременно к свободе без границ, знаменитой российской «воле».
6. Мобилизационный тип развития.
Глава 2. Образование древнерусского государства политическое начало цивилизационного процесса
Государство это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат управления и принуждения, взимающая налоги, издающая законы, выражающая волю собственников средств производства или всего народа. Раннесредневековый Запад вырастал на развалинах Римской империи, с которой не только долго и плотно контактировал в последние века ее существования, но и перенимал ее обычаи и нравы, а после ее падения в известном смысле стал наследником римских традиций. Цивилизация же восточных славян развивалась на своей собственной основе, испытывая воздействие в лучшем случае Византии и Хазарского каганата. Однако это воздействие не идет ни в какое сравнение с античным влиянием, которое уже воспринял и продолжал воспринимать мир западной части Европы. Было и еще одно принципиальное качественное различие между восточным славянством и народами Запада религиозно-идеологическое. В IX веке Западная Европа была уже в основном христианской, славяне же еще продолжали отправлять старые языческие культы. Для центральной власти назрела необходимость принятия мер, более тесно связывающих разнородные и разноплеменные части своего государства. Экономические факторы были крайне слабыми и не могли стать прочной основой государственной консолидации. Русская народность как социальная общность только-только начинала формироваться, хотя уже тогда утверждается понятие «народ русский». Религиозно-культурные факторы, напротив, больше разделяли бывшие племена, нежели объединяли. Несмотря на общие религиозные представления, племена отдавали предпочтение своим богам, а следовательно, отправляли обряды, соблюдали обычаи и традиции, характерные для определенной местности. Лишь спустя почти два столетия, в 988 году, христианство будет введено и на Руси.