Отрывок из произведения Ремарка "Три товарища":
"Мы работали до сумерек. Потом умылись и переоделись. Ленц жадно поглядел на шеренгу бутылок:
А не свернуть ли нам шею одной из них?
Пусть решает Робби, сказал Кестер. Это просто неприлично, Готтфрид, делать такие неуклюжие намеки тому, кто получил подарок.
Еще неприличнее заставлять умирать от жажды подаривших, возразил Ленц и откупорил бутылку. Аромат растекся по всей мастерской.
Святой Моисей! сказал Готтфрид. Мы стали принюхиваться.
Отто, аромат сказочный. Нужно обратиться к самой высокой поэзии, чтобы найти достойное сравнение.
Да, такой ром слишком хорош для нашего мрачного сарая! решил Ленц. Знаете что? Поедем за город, поужинаем где-нибудь и прихватим бутылку с собой. Там, на лоне природы, мы ее и выдуем.
Блестяще"
Цвейг
Стефан Цвейг (1881-1941) австрийский писатель в ряде своих произведений выступал против войны. В его романе "Спор об унтере Грише" (1928) показано пацифистское отрицание войны. В последующих произведениях, которые Цвейг объединил в цикл "Большая война белых людей" он представил принципы воинствующего гуманизма. Писатель считается крупнейшим австрийским новеллистом, известным своим психологическим мастерством. Свое неприятие действительности он показал в новеллах "Гувернантка", "Амок" и др. Цвейг был автором романов-биографий, эссе, драм, переводчиком.
Гитлеровский переворот в 1933 году разрушил литературную жизнь Германии. Многие писатели были арестованы, другие покинули страну. 10 мая 1933 года на площадях немецких городов сжигались книги Брехта, Цвейга и др. В эти годы в эмиграции и подполье писатели создавали произведения о действительности: Брехт "Страх и отчаяние в третьей империи", "Жизнь Галилея", "Кавказский меловой круг" и др.; А. Зегерс "Седьмой крест", "Транзит"; Т. Манн "Иосиф и его братья", "Лотта в Веймаре"; И. Бехер "Прогулка мертвых девушек".
Отрывок из произведения Цвейга "Гувернантка":
" Неужели в Отто?
Конечно. И он в нее влюблен. Ведь он у нас уже три года живет и никогда не гулял с нами, а в последнее время каждый день гуляет. Разве он был когда-нибудь ласков со мной или с тобой, пока не было фройлейн? А теперь он весь день вертится около нас. Мы всегда встречаем его случайно, куда бы ни пошли вместе с фройлейн в Народный парк, в Городской сад, в Пра-тер. Ты разве этого не заметила?.."
После 1945 года в Германии было создано два государства капиталистическое (ФРГ) и социалистическое (ГДР). В литературе ГДР определяющими силами были: Бехер, Брехт, А. Цвей, Л. Ренн. В ГДР печатались Л. Франк и Г. Манн. Литература в ФРГ тоже была многообразной. Там работали В. Борхет, Э. Крейдер, Г. Гайзер, Г. Бенн.
Писательская организация "Группа 47", учрежденная в 1947 году, объединяло литераторов разных политических убеждений, под председательством Г. Рихтера. В этой писательской организации участвовали известные литераторы: Г. Грасс. Г. Эйх, Г. Белль.
Белль
Генрих Белль родился в Кельне (1917) в семье краснодеревщика, учился в католической школе и гимназии. Работал столяром. Печататься начал в 1947 году (повесть "Поезд приходит во время" (1949); роман "Где ты был, Адам?" (1962)). Известность приобрели сборник рассказов "Не только к Рождеству" (1952); "Молчание доктора Мурке" (1958); "Черная овца", за этот рассказ он получил премию "Группы 47". Тема произведения жизнь молодого человека, не желающего жить по законам своей семьи.
Отрывок из произведения Г. Белля "Поезд приходит по расписанию":
"Бывает, что слово, которое человек обронил, казалось бы, случайно, приобретает некую кабалистическую силу. Оно становится весомым и до странности подвижным, быстро опережает говорящего, раскрывает где-то в неизведанной дали дверь будущего, а потом возвращается назад с гнетущей неотвратимостью бумеранга. Пустая болтовня, необдуманные речи, а чаще всего безрадостные, тяжко произносимые слова, которые говорятся у поездов, идущих навстречу смерти, возвращаются и настигают говорящего, подобно свинцовой волне, и человек внезапно познает всю горечь и вместе с тем всю захватывающую дух неизбежность рока. Внезапная способность ясновидения дается влюбленным и солдатам, людям, обреченным на смерть, или людям, преисполненным космической жажды жизни, и тогда человек, получивший этот дар себе на радость или на горе, вдруг чувствует, как мимолетно сказанное слово проникает в него все глубже и глубже"
Дюрренматт
Фридрих Дюрренматт. Он родился в семье священника. В 1941 году окончил гимназию, учился в Бернском университете (германистика и история искусств). Работал художником-графиком в издательствах. В годы войны он написал первые рассказы "Рождество", "Палач" и "Сын". Первым его драматическим опытом стала радиопьеса "Двойник". Критики отмечали влияние Кафки ("Процесс"). Первую пьесу для театра он написал в 1947 году "Писание гласит". Ее действие происходит в Германии 16 века, в Мюнстерской республике анабаптистов. В 1949 году была опубликована драма "Слепой" (это произведение перекликалось с "Королем Лиром" Шекспира). В 1956 году была опубликована радиопьеса "Процесс из-за тени осла". В конце 50-х годов он начал писать детективы романы "Судья и палач", "Подозрение". Его детективные произведения имели большой успех.
Отрывок из произведения Ф. Дюрренмантт «Смерть Пифии»:
"Иногда она покидала стены святилища. Взору ее открывалась огромная строительная площадка храм Аполлона, внизу под ней виднелись три колонны зала Муз. Жара стояла невыносимая, а ее знобило. Эти скалы, леса и море все один обман, ее постоянный сон, но когда-нибудь и он кончится, и ничего от всего этого не останется, она знала, все выдумка и ложь, и она, пифия, тоже, ее выдавали за жрицу Аполлона, хотя она на самом деле всего лишь обманщица, изрекающая в зависимости от своих капризов безумные пророчества. И вот она наконец состарилась, стала стара как пень, превратилась в древнюю-предревнюю старуху, не помнит даже, сколько ей лет. Рядовые пророчества делает теперь ее преемница, пифия Гликера V; Панихии осточертели эти вечные испарения, ну время от времени куда еще ни шло, может, разок в неделю, она взбиралась для платежеспособного наследного принца или самого тирана на треножник и произносила свои бессвязные слова, к чему даже Меропс относился с пониманием"
Англия
Под влиянием французского натурализма появляется в английской литературе натуралистический роман. Дж. Гиссинга (1857-1903) и Дж. Мура (1857-1933) эти писатели ввели в литературу описание темных сторон жизни.
В противовес натурализму возникает неоромантический приключенческий роман. Его главным представителем был Р. Стивенсон (1950-1994), автор «Острова сокровищ». Большую известность в это время приобрели писатели: Р. Хаггард («Копи царя Соломона», «Клеопатра») приключенческие произведения; А. Конан-Дойл представил читателю детективные романы; поэзия и проза Р. Киплинга показывает жизнь животного мира и человека. Явление декаданса в английской литературе имеет свои национальные корни. С декадансом тесно связано творчество О. Уайльда («Портрет Дориана Грея»). В драматургии подлинный переворот осуществил Б. Шоу (1856-1950), который был блестящим мастером драматического диалога. Он в своих произведениях решал вопросы семейно-бытовых отношений и общественных.
Шоу
Б. Шоу. Драматург в этот период в своем творчестве меньше решает социальные вопросы, а больше уделяет моментам «творческой эволюции» («Человек и сверхчеловек», 1903). В пьесе «Майор Барбара» (1905) он показывает сентиментальную филантропию. Шоу считают драматургом-новатором. Он ищет новые формы для воплощения своих замыслов. Выступая с критикой общественных порядков, драматург создает гротескные образы, обращается к парадоксально-фантастическим ситуациям, буффонаде и фарсу, разрабатывает жанры философской утопии («Назад к Мафусаилу», 1920; «Тележка с яблоками», 1929; «Горько, но правда», 1932). В пьесе «Святая Иоанна» писатель создает образ народной героини Франции Жанны д Арк.