Седая древность Китая: оккультизм, астрология, символы и традиции - Леонид Моргун страница 2.

Шрифт
Фон

Фу Си.


В то время как система Фу Си демонстрирует математический порядок, система Вэнь-вана основана на соображениях оккультизма. Она утверждает, что Фу Си (основатель школы, придумавший «систему И») не уловил абстрактного значения символов, хотя и безусловно был математическим гением  если не фактически, то потенциально.

К сожалению, наша информация о Фу Си ограничена легендами. Однако с Вэнь-ваном все обстоит иначе. Его жизнь описана на страницах китайской истории и хорошо известна.

На самом деле Вэнь-вана (то есть, "ученого-царя") звали Хси-Пе, что означает "западный правитель". Он был наместником Чжоу, одним из великих вассалов империи, и жил с 1231 по 1135 гг. до н. э. В его время императором был Чжоу-Син  дегенерат, дебошир и тиран, последний из династии Ин. Он подавлял народ безрассудными налогами и провоцировал бунты. Однажды Вэнь-ван ослушался его, что стоило ему длительного тюремного срока.

Но его сын Фа, называвшийся Ву-ван, собрал армию, бросил вызов Чжоу-Сину и разбил имперские силы. Тиран умер в пылающем дворце, который поджег своими руками. Ву-ван[10] возглавил правительство и стал основателем династии Чжоу, которая управляла страной с 1122 по 225 гг. до н. э.

Глава 2. ТРИГРАММЫ КАК СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


Вэнь-ван был человеком серьезных моральных устремлений, но увлекался оккультизмом. Во время своего тюремного заточения он увлекся символами И-Цзин и начал использовать их для прорицаний и гадания.

Обретя свободу, он решил, что принятые им пророчества исполнились, поэтому его вера в оккультный смысл символов укрепилась еще больше.[11]

Восемь перестановок триграмм формируют самую древнюю часть Книги перемен. Они с древних времен являлись объектом философских рассуждений, где их значение объяснялось различными способами. Триграмма, состоящая из трех линий Ян, называется чистой Ян. Триграмма, состоящая из трех линий Инь  чистая Инь. В смешанных группах почетным местом является нижняя позиция. Если триграммы выражают семейные отношения, чистый Ян изображает отца, а чистая Инь  мать. Трое сыновей представлены триграммами, содержащими только одну линию Ян; старый сын имеет Ян в нижней части триграммы, второй  в середине, третий  в верхней позиции. Соответствующие триграммы с одной линией Инь выражают тот же порядок с тремя дочерьми.


РАСПОЛОЖЕНИЕ ТРИГРАММ СОГЛАСНО ФУ СИ.


Фу Си и Вэнь-ван располагали триграммы в форме морского компаса. В системе Фу Си чистая Инь находилась на севере, а чистый Ян  на юге. Другие элементы располагались в соответствии с двоичной системой Лейбница (1, 2, 3) и следовали через запад на юг; соответственно 4, 5, 6 занимали свои места на востоке и шли от севера к югу. При таком математическом расположении мы имеем в противоположных четвертях противоположные конфигурации, где у каждой противоположной куа линия Ян соответствует линии Инь  и наоборот. Если выразить противоположные триграммы в числах двоичной системы, сумма всегда будет равняться семи.


РАСПОЛОЖЕНИЕ ТРИГРАММ СОГЛАСНО ВЭНЬ-ВАНУ.


Вэнь-ван переставил триграммы и полностью отказался от математического порядка, установленного Фу Си. Следующая цитата из Книги перемен показывает, что на ход его мыслей повлиял оккультизм:

«Все вещи, связанные с жизнью, имеют свой исток в chan, а chan соответствует востоку. В siuen они пребывают в существовании гармонии, следовательно siuen соответствует юго-востоку. Li, являясь яркость, делает все вещи видимыми друг другу, поэтому данная куа располагается на юге. Kw'un символизирует землю, из которой все вещи одаряются жизнью и получают питание. Tui соответствует середине осени. Ch'ien принадлежит северо-западу. Kan  вода, точный север, выражающий страдание. В этой позиции все, связанное с жизнью, поворачивает назад. Кan  куа северо-востока, где все живое рождаются и завершает свое существование.»

Так как новая расстановка во всем зависит от оккультных соответствий, группы  с точки зрения математики  оказываются довольно произвольными. Естественно, что с расцветом мистицизма эта произвольность увеличилась, и оригинальная система потерлась из виду.

Считается, что элементы Инь и Ян являются следствием отделения от t'ai chih  "великого предела", абсолютной или окончательной реальности существования, которая изначально содержала в себе и Ян, и Инь в потенциальном виде. Великий предел развился в чистый Ян, сформировав эфир или воздух. Тот проявился Млечным путем и образовал видимое небо (небесный свод). В то же время Инь сгустилась и опустилась вниз, образовав землю. Тем не менее, земля содержала достаточно Ян, чтобы породить тепло и жизнь. Некоторые частицы чистого Ян поднялись, создав солнце. Частицы чистого Инь произвели луну. Эти два великих светила, в свою очередь, породили звезды.

Глава 3. ДОЩЕЧКА СУДЬБЫ.

Считается, что в начале китайской истории имелась дощечка, которая каким-то таинственным образом была связана с объяснением Вселенной. Древние китайские мыслители воссоздали эту дощечку, после чего Фу Си изобразил ее в Книге перемен, как расположение фигур куа. Учитывая несколько следов вавилонских традиций в древнекитайской литературе и фольклоре, мы задаемся вопросом: будет ли предосудительным приравнять дощечку Фу Си к древневавилонской «Дощечке судьбы», упомянутой в тексте Энмедуранки, копия которого обнаружена в архивах Ассурбанипала[12]? Эта дощечка якобы содержала «Тайну небес и земли».

Энмедуранки, царь Сиппара, был седьмым туземным властителем. Он заявлял, что получил божественную дощечку «от Ану, [Бела и Еа]».[13]

Китайские мудрецы имели свою собственную интерпретацию «Тайны небес и земли». Они ассоциировали слова «небеса» и «земля» с двумя противоположными принципами Ян и Инь, хотя не ясно, была ли среди древних шумер похожая тенденция. Вполне возможно, что китайская дощечка в руках Фу Си является той самой шумерской «Дощечкой судьбы». Поэтому когда какой-то ассириолог услышит о примитивной китайской концепции это таинственной дощечки, он сможет пролить на эту тему дополнительный свет.

Глава 4. ПРОРИЦАНИЯ

Очевидно, объяснение Вселенной, выявлявшее различия между вещами, условиями и отношениями, показалось древним мудрецам Китая очень правильным и правдоподобным. Мы можем оценить их проницательность. Достаточно подумать о том, что даже сегодня маститые западные ученые описывают Вселенную, как континуум неких центров силы, которые действуют либо через притяжение, либо через отталкивание  по аналогии с положительным и отрицательным электричеством. На основании этого факта образованные китайцы вполне обоснованно настаивают на том, что основополагающая идея китайского мировоззрения полностью доказывается и оправдывается результатами западной науки.

Вполне понятно, что ведущая идея И-Цзин является достаточно научной. Однако мы видим, что китайские мыслители пытались применять ее без каких-либо исследований причин и следствий. Они все больше и больше отказывались от абстрактной (можно даже сказать, чисто математической) концепции Инь и Ян, погружаясь в оккультизм и используя «систему И» для гадания и прорицаний. Сравнивая причуды оккультизма с достижениями западной науки, мы чувствуем свое превосходство и мудрость. Но не следует забывать, что это принятие неправильной аналогии, породившее в Китае множество суеверных практик, наблюдалось и в истории нашей цивилизации с ее астрологией, алхимией и магией. В средние века к подобным лженаукам относились очень серьезно. От них начали отказываться только в эпоху Возрождения  после того, как появились настоящие науки: астрономия, химия и естествознание. Поэтому, говоря об ошибках китайцев, мы должны помнить, что были времена, когда западная цивилизация наступала на те же самые грабли.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке