ЭКИПИРОВКА ПРЕДСКАЗАТЕЛЯ.
Китайский инструментарий для предсказаний состоял из пятидесяти палочек (называемых «гадательными палочками») и шести небольших продолговатых пластин, изображавших гексаграммы. Эти пластины похожи домино, и они имеют на двух примыкающих сторонах насечки, которые делят пластины на равные части, таким образом придавая их поверхности вид фигуры Инь. Палочки делается из тысячелистника (ptarmica sibirica), который выращивается на могиле Конфуция и потому считается священным растением.
Набожные люди консультируются с оракулом по всем важным вопросам. Сначала они очищают себя, затем успокаиваются и погружаются в состояние благоговения. Прорицатель берет одну палочку из пенала, лежащего в центре стола. Эта одна палочка называется «великим пределом» (tai chih) абсолютной причиной существования. Затем он правой рукой поднимает выше лба сорок девять оставшихся палочек, задерживает дыхание и, концентрируясь на интересующем вопросе, наобум делит их на две части. Палочки в правой руке опускаются на стол. Прорицатель берет одну из них и помещает ее между четвертым и пятым пальцами левой руки. Образовавшиеся три группы называют небом, землей и человеком. Часть палочек в левой руке отсчитывают правой рукой группами по восемь. Количество палочек в последней группе создает нижнюю триграмму ответа, которая называется внутренним комплектом. Это число, отсчитанное после самого старшего порядка восьми триграмм, по системе Фу Си соответствует перевернутому двоичному коду. Верхняя триграмма, называемая внешним комплектом, определяется подобным же образом.
Примечания
1
Трудно перевести термин Liang I. Можно считать, что это два И-элемента, если данное слово не используется в каком-то другом смысле. Говоря о «двух И», обычно ссылаются на "элементарные" или «первичные» формы. Де Гроот называл их "регуляторами".
2
Единство во множественности то есть, Ян доминирует над Инь.
3
Множественность в единстве то есть, Инь доминирует над Ян.
В то время как старшая Инь обозначает доминирование в конкретном мире материального существования, старший Ян символизирует сверхчеловеческое и сверхъестественное, божественное и экстраординарное такое, например, как гений на троне, великий человек в высшем смысле этого слова.
4
Лиен Шан (Lien Shan) означает «горную гряду». Некоторые полагают, что таковым было прозвище Шен Нунга («Божественного мужа»), мифического правителя древнего Китая (2737-2697 гг. до н. э.), наследника Фу Си. Другие историки идентифицируют Лиен Шана с самим Фу Си. Kwei Tsang означает «возвращенный запас». Возможно, это просто перевернутый порядок расстановки Лиен Шана. Такое новшество приписывают правлению Хванг Ти («Желтого императора») третьего из трех правителей (26972597 гг. до н. э.), эдакого китайского Нума Помпилия Вариант Чжоу (самый последний) назван в честь династии Чжоу.
5
Китайцы, изучая «систему И», не связывают обычный смысл слова с именами восьми куа. Мы вставили здесь написание символа только ради целостности изложения.
6
7
8
9
10
Ву-ван родился в 1169 году до н. э. Он стал императором в 1122 г. до н. э. и умер в 1116 году до н. э.
11
Майерс «Chinese Reader's Manual», стр. 177.
12
K2486 и K4364; cf. Zimmern, KAT
3
13
Ану, Бел и Еа являются шумерской Троицей. Нечеткие слова «Бел» и «Еа» на табличке были восстановлены антропологами. Сомнительное слово, переведенное, как «предвестие», предполагает, что дощечка безусловно воспринималась неким гадательным средством.