Основы православной культуры: Церковь и культура - Болотина Дарья Ивановна страница 2.

Шрифт
Фон

Неумолкающим чрез века повторением одного и того же слова выражается состояние духа, превысшее всякого слова: оно глаголющее и вопиющее молчание. И высоко парят чистые и святые умы, и предстоят Престолу Божества, и видят славу, и закрывают лица, и закрывают все существо свое: величие видения совокупляет воедино действия, противоположные друг другу. В такое состояние приходили иногда и великие угодники Божии во время своего земного странствования. Оно служило для них предвкушением будущего блаженства, в котором они будут участвовать вместе с Ангелами. Они передали о нем, сколько было возможно, всему христианству, назвав такое состояние состоянием удивления, ужаса, исступления. Это состояние высшего благоговения, соединенного со страхом; оно производится живым явлением величия Божия и останавливает все движения ума. О нем сказал святой пророк Давид: Удивися разум Твой от мене, утвердися, не возмогу к нему (Пс. 138, 6).

Чувством, заимствованным из этого состояния, исполнена Херувимская песнь; она и говорит о нем. Им же исполнены песни, предшествующие освящению Даров: «Милость мира жертву хваления» и проч. Особенно же дышит им песнь, воспеваемая при самом освящении Даров. Так высоко совершающееся тогда действие, что, по смыслу этой песни, нет слов для этого времени нет мыслей! Одно пение

-

После освящения Даров поется песнь Божией Матери и при ней выходит сердце из напряженного своего состояния, как бы Моисей с горы из среды облаков и из среды громов, где он принимал закон из рук Бога, выходит, как бы на широкую равнину, в чувство радости святой и чистой, которой преисполнена песнь «Достойно». Она, как и все песни, в это время певаемые Божией Матери, в которых воспевается Посредница вочеловечения Бога Слова, преисполнена духовного веселия и ликования. Бог, облеченный человечеством, уже доступнее для человека, и когда возвещается Его вочеловечение, невольно возбуждается в сердце радость. Остановимся на этих объяснениях.

Художник. Согрелось сердце мое, запылал в нем огнь и песнопения мои отселе я посвящаю Богу. Пастырь! Благослови меня на новый путь.

Пастырь. Вочеловечившийся Господь уже благословил всех приступать к Нему и приносить себя Ему в словесную жертву. Его благословения тебе вполне достаточно; и я только этому свидетель. Престань скитаться, как в дикой пустыне между зверей, в плотском состоянии, среди разнообразных страстей! Войди во двор Христов вратами покаянием и плачем. Этот плач родит в свое время радость, хотя и на земле, но не земную. Духовная радость признак торжества души над грехом. Пой плач твой, и да дарует тебе Господь воспеть и радость твою, а мне услышать песни твои, возрадоваться о них и о тебе, о них и о тебе возблагодарить, прославить Бога. Аминь.

Православный храм икона преображенного космоса

В образе самого древнерусского храма находит свое выражение сущность жизненной правды Православия. Но для того, чтобы понять ее язык, необходимо преодолеть ряд препятствий, затрудняющих современному человеку проникновение в духовную сущность православного образа.

В начале сотворил Бог небо и землю,  сказано в книге Бытия (1, 1). В этом догмате источник православного восприятия мира. Православный человек верует как в этот догмат, так и в то, что небесный мир (невидимый, духовный) и мир видимый (вещественный, земной) едины в Боге как их общем Создателе. В православном сознании гармонично единство невидимого и видимого, небесного и земного, Бог присутствует в каждом из них и во всем, не смешиваясь ни с чем. Небесное и земное сосуществуют, проникая одно в другое, восполняя друг друга, но не сливаясь.

Храм в Священном Писании

Храм место священное

Быт. 28, 1718. Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, эта врата небесные и взял камень и поставил его памятником; и возлил елей на верх его.


Исх. 3, 5. И сказал Бог (Моисею): не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.


Исх. 29, 4345; 30, 36. Там буду открываться сынам Израилевым, и освятится место сие славою Моею. И освящу скинию собрания и жертвенник И буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом Это будет святыня великая для вас.


Лев. 19, 30, 31. Святилище Мое чтите Я Господь, Бог ваш.

Храм место особого присутствия Божия

Исх. 33, 9. Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столб облачный и становился у входа в скинию, и (Господь) говорил с Моисеем.


Исх. 40, 34. И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию.


Лев. 1, 1. И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря.


3 Цар. 8, 11. И не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень.


3 Цар. 8, 27 и 29. Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там».


3 Цар. 9, 3. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни.


Иез. 43, 7. И сказал мне: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки.


1 Пар. 29, 1. Не для человека здание сие, а для Господа Бога.


2 Пар. 6, 2. А я построил дом в жилище Тебе, (Святый), место для вечного Твоего пребывания.


Мф. 23, 21. И клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем.


Лк. 2, 49. Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?


1 Тим. 3, 15. Дом Божий есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.

Храм Божий место, специально приспособленное для богослужения и молитвы

Ис. 56, 7. Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.


3 Цар. 8, 30. Когда они (народ Израиля) будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй.


Мф. 21, 1213. И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано,  дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.


Лк. 24, 5253. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога.

Храм Божий имеет Божественное происхождение и Богооткровенное устройство

Быт. 6, 1415, 22. Сделай себе ковчег из дерева гофер И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей Сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал.


Исх. 25, 9 и 40. Все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе.


1 Пар. 28, 1113 и 19. И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его, и кладовых его, и горниц его, и внутренних покоев его, и дома для ковчега, и чертеж всего, что было у него на душе, дворов дома Господня и всех комнат кругом, сокровищниц дома Божия и сокровищниц вещей посвященных, и священнических и левитских отделений, и всякого служебного дела в доме Господнем, и всех служебных сосудов дома Господня Все сие в письмени от Господа, (говорил Давид, как) Он вразумил меня на все дела постройки.


Евр. 8, 5. Как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе.


Евр. 11, 10. Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.


Откр. 11, 1. И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем.


Откр. 11, 19. И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его.

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге