Кто мы на самом деле? О бессознательном образе тела - Соловьева Ирина страница 3.

Шрифт
Фон

Глава 1. Образ тела часть образа Я

В белой мгле ледяных высот

я искал себя, с фонарем и без;

но нашел только лед и лед,

неподвижный хлад, точно взгляд небес.

Видел я отраженный луч,

ото льда летящий назад к звезде,

видел тьму облаков и туч

Но себя, увы, не нашел нигде.

Михаил Щербаков

1.1. «Кто я?» Я-концепция, образ Я, самоотношение

Марина сидела рядом, грустная и немного осунувшаяся. Она ласково гладила меня по волосам. Гладила и повторяла:

 Бедный мальчик Бедный мальчик Бедный мальчик

С кем это она, думаю, с кем?

Сергей Довлатов. «Компромисс»


Вопрос «Кто я?» является главным в психологии, да и не только в ней. Ведь это фундаментальный, основополагающий бытийный вопрос в жизни человека. Все остальные вопросы «Зачем я?», «Куда я?» и т.д.  следуют из него. Если дан ответ на вопрос «Кто я?», все прочие вопросы автоматически получают ответы, проистекающие из этого, уже полученного.

Но этот ответ может дать только сам человек вовне искать ответы бесполезно. Кто-то другой может сказать лишь «Каким я тебя вижу», «Как я тебя воспринимаю», и чаще всего такие оценивания основаны на собственных проекциях и фантазиях. Каждый из нас только сам знает, кто он на самом деле. Но, чтобы узнать это, нужно взять на себя ответственность за свою жизнь, за себя, а не перекладывать ее вовне, считая себя «жертвой обстоятельств», «случайных совпадений» и т.д. Ответ на вопрос «Кто я?» подразумевает принятие ответственности за свою жизнь и судьбу, а ответственность всегда пугает. Однако именно ответственность основная характеристика психологической зрелости, показатель психологического взросления.

Ответ на вопрос «Кто я?» может иметь разные уровни сложности, в зависимости от базового уровня идентификации.


Базовое представление о себе так называемая Я-концепция. Она как психологический конструкт начинает формироваться в возрасте примерно около года. Ребенок постепенно выделяет себя из окружающей среды, выходит из «океанического слияния» с миром, начинает себя осознавать. Так, многие эксперименты на выявление момента зарождения самосознания связаны именно с телом: например, Льюис и Брукс (1974) сажали на лоб ребенка пятно и подносили того к зеркалу. Лишь начиная с шестнадцати месяцев дети тянулись к своему лицу, а не к зеркальному отражению.

Вслед за первичной стадией «океанического слияния» наступает промежуточный этап: ребенок уже отделил себя от мира, но еще не осознает себя как отдельную личность, поэтому говорит о себе в третьем лице: «Ваня голоден», «Маше холодно» и т.п.

На третьей стадии полного отделения себя от мира возникают монолог от первого лица и начальное представление о себе, первичная идентификация: «Я мальчик», «Я хорошая» и т.д. Ребенок формирует представление о себе и отношение к себе Я-концепцию.

Я-концепция состоит из двух частей: из образа Я и самоотношения.

Образ Я представление о себе как о субъекте: «Кто я?». Самоотношение оценивающая характеристика: «Какой я?».


Я-КОНЦЕПЦИЯ:

ОБРАЗ Я

САМООТНОШЕНИЕ


Образ Я является первичной и базовой характеристикой, онтогенетически более ранней, чем самоотношение: он формируется примерно с полутора лет.

Самоотношение формируется позже, когда ребенок сталкивается с оцениванием его и его действий со стороны значимых фигур (в первую очередь родительских),  обычно в два-три года. Если годовалого малыша любят безусловной любовью и принимают все его действия, то поступки двухлетнего уже начинают оценивать это часть социализации, формирования ребенка как субъекта социального, его инициация в жизнь в социуме.

Самоотношение результат интериоризации (присвоения извне вовнутрь) отношения к ребенку со стороны его окружения. В этом возрасте (до трех лет) формируется базовый нарциссизм, который в том или ином виде есть у каждого из нас. «Достаточно ли я хорош? Имею ли я право быть в этом мире? Имею ли я право на хорошее отношение ко мне со стороны людей?»

В зависимости от того, как окружающие относятся к ребенку и к проявлениям с его стороны (желаниям, поступкам, чувствам), формируются следующие типы базового нарциссизма, образующие основу самоотношения:

Представление о себе как о достаточно хорошем субъекте здоровый нарциссизм, подразумевающий чувство собственной ценности и достоинство быть собой.

Представление о себе как о самом лучшем нездоровая нарциссическая позиция, собственно «нарциссизм» в узком смысле этого слова, нарциссизм как чрезмерная самоценность.

Восприятие себя как плохого субъекта второй вариант нездоровой нарциссической позиции. В разных теориях мы встречаем его под названиями «раненый нарциссизм», «дефицитарный нарциссизм», «нарциссизм смерти».


Образ Я более объективная характеристика, основанная на объективной реальности. Адекватность образа Я можно проверить, соотнеся его с реальностью,  значительная часть характеристик явлена объективно: пол, возраст и т.д.

Самоотношение характеристика исключительно субъективная, оценочная. Нет и не может быть «единицы измерения» для ценности и «хорошести» личности

Отсюда очевидно, что образ Я более константная (постоянная) характеристика, а самоотношение меняющаяся.

Образ Я более глубинный, базовый конструкт, менее поддающийся влиянию. Это то, что в эзотерических учениях называется «внутренней правдой»: если человек уверен в своей правоте, на его мнение трудно повлиять. Например, если вы точно знаете, что являетесь человеком, пускай вам хоть десять человек скажут, что вы марсианин,  вы только посмеетесь

А вот самоотношение в большей степени подвержено влиянию извне, в первую очередь со стороны авторитетных для нас фигур. Самоотношение меняется быстрее, чем образ Я,  иногда достаточно одного поступка, чтобы кардинально изменить самоотношение, будь то в лучшую или в худшую сторону. Как я уже сказала, самоотношение связано с нашим естественным нарциссизмом, а значит, иметь достаточно хорошее самоотношение (представление о себе как о достаточно хорошем субъекте) наша базовая потребность. Именно бессознательное желание сделать свое самоотношение более позитивным заставляет нас совершать «подвиги»: выигранная на Олимпиаде медаль имеет значение для нашего Бессознательного только как символ улучшения отношения к себе, повышения своей ценности,  сам по себе металлический кругляш для Бессознательного непонятен. И напротив, чувство стыда переживается нами крайне болезненно, потому что ранит нарциссизм, самоотношение. Совершив «недостойный поступок», восточные самураи делали себе харакири, западные офицеры стрелялись


ОБРАЗ Я:

Я ТЕЛЕСНОЕ

Я ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

Я СОЦИАЛЬНОЕ

Я ДУХОВНОЕ


Образ Я состоит из нескольких подструктур. Традиционно выделяют:

Я телесное как представление о собственном теле («Я толстый/тонкий» и т.д.);

Я психологическое представление о своих психологических качествах, характере, психологическом портрете и т.д. («Я раздражительный/спокойный»);

Я социальное Я как субъект социальный, место и роль в социуме («Я менеджер/домохозяйка»);

Я духовное представление о своих духовных качествах («Я верующий/высокодуховный»).

И если последние три конструкта неоднократно исследовались и психологией, и социологией, и философией, и другими интересующимися личностью дисциплинами, то Я телесному, как это ни странно, внимания уделяется мало. Вместе с тем Я телесное основа для всех остальных частей личности, его можно сравнить с фундаментом дома. Это замечательный диагностический и коррекционный инструмент. Р. Бернс даже назвал образ тела «источником развития Я-концепции».

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге