«Где родился Христос»? спросил он их.
И вот в ответ от мужей умудрённых
простой библейский стих:
«Ты славный Вифлеем земля Иуды
не ниже всех других
её частей. Произойдёт оттуда
народный Вождь. В деяниях Своих
Он станет мудрым пастырем народным»!
Тут Ирод тайно мудрецов призвал,
всё вызнать о Младенце приказал
и в Вифлеем дорогою свободной
тотчас их отослал.
Волхвы пошли. Звезда в пути светила,
манила и звала.
И в древнем Вифлееме Божьей силой
остановилась к месту привела.
И в дом войдя, Младенца увидали
вдвоём с Марией Матерью Его.
И поняли величие Сего,
и поклонившись, из ларцов достали
подарки для Него.
Вот золото царям его по сану
должно преподносить.
Вот ладан Всемогущему осанну
мы им должны во храмах возносить.
Вот смирна знак смирения и грусти:
не прочен ведь и смертен человек
и на земле ему короткий век,
пока Господь не примет, не отпустит,
не заберёт навек.
Волхвы ушли. Но было откровенье
им всем в глубоком сне.
И выполнив Господне повеленье,
не возвратились к Ироду оне.
Пошли в свою страну другой дорогой.
Иосифу же Ангел в эту ночь
велел с семьёй из Вифлеема прочь
бежать в Египет прямо от порога,
усталость превозмочь.
Бегство Иосифа с Пресвятой Богородицей и младенцем Иисусом Христом в Египет
В Египте быть до нового явленья.
когда укажет Он,
что путь открыт надежды и спасенья,
что бегства срок отныне завершён,
что грозный Ирод больше не опасен:
Младенца изверг ныне не найдёт,
а им в Египте жить, пока умрёт.
И в ту же ночь (их путь был прям и ясен)
отправились в поход.
Избиение младенцев в Вифлееме
Шли месяцы, а Ирод в это время,
не видя трёх волхвов,
впал в ярость, проклиная это племя,
и в гневе всех детей сгубить готов.
И слугам приказал он в Вифлееме
убить младенцев в возрасте двух лет
и меньше. Вот губительный ответ,
потрясший даже в это злое время
весь мир, весь белый свет!
Но быть не долго Ироду осталось.
Господь его прибрал.
Наследники на тронах оказались,
и Ангел вновь Иосифу сказал:
«Иосиф, встань, возьми Марию с Сыном.
Иди в Израиль, ибо умерли
Все, кто Младенцу зла желать могли.
И жить в Египте больше нет причины
от родины вдали».
И снова в путь теперь уже обратный,
отправилась Семья.
Ушли с утра, порой ещё прохладной
открыто: не скрываясь, не таясь.
Качается на ослике Мария
С Младенцем Иисусом на руках.
Иосифа обуревает страх.
И мысли тяготят его иные:
что ждёт в родных местах?
Иосиф знает Архелай на троне.
Боится подлеца.
Не верит он, что царь Семью не тронет
достоин сын умершего отца!
И он страдал, сказать о том не смея,
но Бог ему в видении сказал,
чтоб шёл туда, откуда путь начал
в свой Назарет нагорной Галилеи
родной его причал.
И вот семья дошла до Назарета
и поселилась в нём.
И Назореем нарекли за это
Того, кто вырос в городе Своём.
Пророческое сбылось предсказанье:
был призван из Египта Божий Сын,
чтоб в Назарете юность провести
и правды свет и истинное знанье
на землю принести
Младенец возрастал и укреплялся
и телом и душой.
Он благодати Божьей исполнялся
и мудрости для юного большой.
Иосиф и Мария ежегодно
на праздник Пасхи в Иерусалим.
ходили с Сыном, посещали с Ним
великий храм, молясь в толпе народной.
И Господом любим,
Он набирался мужества и силы.
В Его двенадцать лет
Семья пошла на праздник сердцу милый,
покинув свой родимый Назарет.
На Пасху ликовал народ в столице,
но праздник отшумел и пролетел,
к трудам вернуться каждый захотел.
Пора пришла домой им воротиться
скопилось много дел.
Но Иисуса нет в дороге с ними.
Он в городе большом
Остался сам, один с людьми чужими.
С трудом Иосиф отрока нашёл.
Три полных дня Иосиф и Мария
Его искали всюду тут и там.
На третий день лишь заглянувши в храм,
увидели, как Иисус впервые
седым учителям
вопросы ставил и давал советы.
И разуму Его
Дивились все. И не было ответа:
откуда эта мудрость у Него.
Отрок Иисус Христос посреди учителей иудейских
А Мать в слезах тогда Ему сказала:
«О, Чадо, что Ты делаешь со мной?
Гляди отец от горя сам не свой»!
Ответил Иисус: «Зачем искали?
Мне храм, как дом родной.
Неужто вы того совсем не знали?
Я в храме должен быть:
дела Отца сюда Меня призвали.
Его заветам должен Я служить».
Слова сии им были непонятны.
А Иисус вернулся в Назарет
и жил с родными там не мало лет,
был отроком послушным и приятным.
Господь хранил от бед.
Глава четвёртая
Иоанн проповедует и крестит; Крещение Иисуса. (Лук. гл.3; Матф., гл.3).
Пятнадцать лет Тиберий правил Римом,
а в Иудее был
в те времена Пилат. Незаменимым
начальником провинции он слыл.
И дети Ирода страну терзали
не меньше, чем жестокий их отец,
оставивший свой царственный венец
своим сынам, что душу измотали
Израилю вконец.
Каиафа был тогда первосвященник.
И в эти времена,
пустыни Иудейской гордый пленник,
услышал Иоанн во время сна
Глас Божий, подниматься повелевший
и на служенье Богу выступать.
И тут коснулась Божья благодать
святой души, для подвига созревшей,
и начал понимать
сам Иоанн своё предназначенье.
У Иорданских вод
для Высшей Воли Господа свершенья,
он начал знаменитый свой поход.
До тридцати он жил один в пустыне.
Как Илия-пророк был сир и гол,
питался саранчой и мёдом пчёл,
живущих в диких скалах и поныне.
Одежду он обрёл
из волоса верблюда власяницу
под кожаным ремнём.
И редко видел он людские лица.
И люди мало ведали о нём.
И вот по всей долине Иорданской
пошёл сей тёмноликий человек
с копной волос, не стриженных вовек,
И люд к нему стекается крестьянский,
солдат несёт свой грех.
Чиновники, торговцы городские,
прослышавши о нём,
спешат услышать речи огневые
о Царствии Небесном и о том,
что покаянье станет им спасеньем,
что Суд над миром близится, идёт,
лишь покаяние в грехах спасёт,
избавит от посмертного мученья,
и к Богу приведёт.
Сам Иоанн крестил их в Иордане
и призывал людей
их жизнь переменить и с новым знаньем
раскаяться в греховности своей.
А с покаяньем прощены им будут
за жизнь их совершённые грехи:
«Детей Своих избавит от тоски
Господь наш Бог простит и не осудит.
Страданья нелегки».
И гласом вопиющего в пустыне
Был Иоаннов глас.
Писал о нём Исайя. И поныне
пророчество то в памяти у нас.
«Готовьте люди Господу дорогу!
Тропу Его спрямите перед Ним
душевным покаянием своим!
С пути Его исчезнут все пороги,
развеются, как дым,
наполнятся долины, рвы, а горы
сравняются на нём.
И воссияет на земном просторе
Господень путь в величии своём!
И все узнают о спасенье Божьем»!
И к Иоанну шёл простой народ
креститься в лоне Иорданских вод.
И книжники пожаловали тоже
и фарисейский ход.
Но Иоанн изрёк послам пришедшим:
«Отродья вы змеи!
Кто дал вам знак, чтоб вы бежали спешно
от гнева Божьего»? Сказал он им:
«Не слишком ли к спасению спешите?
Раскаянья не виден даже след,
лишь плоть хотите уберечь от бед.
Вы истинно раскайтесь, докажите:
гордыни больше нет!
Себе не говорите в утешенье:
«Отец наш Авраам»!
Господь из камня может, без сомненья,
его детей тотчас воздвигнуть Сам!
Сыны Завета вы не по рожденью
лишь Заповедям верностью своей
Завета сын отличен от людей,
лишь верностью Господнему ученью
до окончанья дней!
Топор уже готов рубить деревья.
без доброго плода!
Огонь все поедающий не дремлет
сожжёт их, уничтожит без следа»!
И спрашивал народ у Иоанна:
«Так что же в этой жизни делать нам»?
«Делите, не жалея, пополам,
имущество и хлеб вам Богом данный,
ответил Иоанн,
Одежду неимущему и пищу
давайте, не скупясь.
Ведь перед Господом никто не лишний:
ни старец нищий, ни великий князь»!
И мытари пришли к нему креститься.
И вопросили: «Как себя вести»?
И он сказал: «На жизненном пути
за справедливость многое простится.
Господь грехи простит,
Проповедь св. Иоанна Крестителя о крещении и покаянии
когда вы соберёте без раздоров
не более того,