Инсулинок, сказала девка. Сумка.
Герхард Рихардович осмотрелся, добыл двигаясь вдоль стен из шкафа старомодный саквояж, распахнул его, сунул внутрь термос, насыпал поверх какой-то дребезжащей мелочи, и протянул всё это девке. Она махнула головой. А потом указала скальпелем он был заляпан чёрным на Демьяна.
А я чего? сказал Демьян.
На выход, сказала она. Иди.
Они прошли коридором; Демьян, оглядываясь, видел, что девка ведёт Герхарда Рихардовича, уткнув скальпель ему в шею.
За дверями перетаптывались в ожидании конца смены охранники, но Демьян не успел никак предупредить их, потому что снова случился локальный взрыв, толкотня, суматоха, будто в комнату им разом выдохнул все свои лёгкие брахиозавр, и через пять секунд оба они оказались уложенными рядом, головы их были выровнены и направлены в потолок, а руки устроены параллельно телу.
Демьян сглотнул.
Иди, кивнула ему девка.
Они прошли дальше. Демьян заметил в коридоре, перед выставкой этих самых картин и скульптур по сто миллионов, желоба в стенах и полу: здесь точно было запирающее устройство, перекрывающее выход, да вот только нажать на кнопку оказалось некому.
В лобби, превращённом в магазин, тихо мурлыкал коммерческий эмбиент, а из-за витрин смотрела на них продавщица: низкая, смуглая, с влажными губами.
Герхард Ри начала говорить она, и остановилась. Пожалуйста В этом нет никакой
Открывай! крикнула девка. Иди к дверям! Сдохнет! Сейчас!
Рута, хрипло сказал Герхард Рихардович. Рута, будь так добра. Открой ей дверь, пожалуйста.
Демьян, подвинувшись так, чтобы девке не было его видно из-за Герхарда Рихардовича, присел, а потом ловко и бесшумно поднырнул ближе; тут случилось невнятное мельтешение, деталей не разобрать, причин и следствий не разлепить, всё как на ускоренной промотке, и что-то огромное бьёт Демьяна в лицо, опрокидывает, валит будто кеглю: это Герхард Рихардович, его метнули надувной невесомой фигурой, и они оба катятся, переплетаясь. Утыкаются в стену.
Демьян на секунду отключается.
Первым воспринятым ощущением для Демьяна оказалась успокаивающая магазинная музыка, наложившаяся в ритм на его внутреннюю; может, из-за этого, а может, и по другой причине время притормозило, растянулось, повернулось к Демьяну изнанкой. Предметы стали вдруг податливыми, мягкими это ощущалось даже на расстоянии масляными какими-то, но за этой внешней приветливостью и дружелюбием прятался дистиллированный ужас: Демьяну примнилось, что мир просел, обвалился, обнажил нечеловеческие свои, пустотные остовы, словно с пушистой игрушки ободрали набивку, а под ней зловещие щёлкающие ножницы, лезвия и дисковые пилы, целящие в лицо.
Длинные секунды.
Рута за прилавками. Глаза её широко открыты.
Тихая музыка.
Входная дверь торжественно открывается, внутрь нехотя просовывается иллюзорное щупальце снега. На улице позёмка, виден Мерседес, за ним кучно мурмурируют воробьи, а у двери широкий мужчина, короткие волосы его слегка припорошены снегом, челюсть мощная, глаза узко посажены, как у гризли, взгляд увесистый, тусклый, он в расстёгнутой дублёнке, под ней костюм.
Он смотрит внутрь, глаза его расширяются.
Юрий Эдуардович, гулко, замедленно тянет Рута.
Мучительные мгновения спустя гризли вкладывает руку в пиджак,
неторопливо изучает там что-то,
копошится,
тянет обратно,
тянет долго, нескончаемо, неспешно.
Рута тычет пальцем на девку, но гризли не нужны никакие указания: в руке у него пистолет.
Сбегает! Всё так же заторможенно басит Рута.
Ствол плавно, словно со стедикамом, поднимается, медленно выцеливает в девку, плавает, влево, вправо, полупетля наконец пыхает, дёргается вверх.
Демьян наблюдает это невозможно! как пуля-капля ввинчивается в воздух, чёрной размазанной точкой плывёт мимо Руты к девке; та невозмутимо смотрит пластиковым лицом, глазами своими пуговками, потом сноровисто подхватывает с витрины зеркало на ножке, хлёстко машет им от себя, как ракеткой для настольного тенниса, осколки россыпью взрываются в стороны, торжествующе бликуют, валко переворачиваются, слепят гранями.
Девка рвёт с места, вот она уже в проёме входной двери; одну полу дублёнки задирает вверх.
Гризли не успевает сопроводить её взглядом. Девки уже нет, а он мучительно медленно ведёт голову туда, где она была раньше.
Демьяна бьёт упругая волна звука.
Аттракцион закончился, мир вернул себе нормальную скорость, гризли вольно опустил пистолет вниз, вокруг дрожит дымок выглянул на улицу, поморщился, в движение выхватил телефон и одним тапом сделал вызов.
Демьян наконец откинул со своего лица руку Герхарда Рихардовича.
Да вы охренели! сказал он, повернул вбок голову, и нечаянно увидел глаза Руты; взгляды их переплелись, напряжённо загудели, завибрировали.
Рута сделала шаг из-за прилавка, а потом, словно опомнившись, остановилась. Посмотрела на Демьяна.
Она глубоко дышала. Влажные её губы едва заметно шевелились.
Ты в порядке? спросила она.
***
Осмотрительность это не самоограничение, но свобода выбора безопасного пути. Именно поэтому Демьян немного полежал, не открывая глаз и прислушиваясь к ощущениям.
Они плохо соотносились с тем, что он помнил.
Главным и всепоглощающим чувством была усталость: он словно бы только что пробежал двадцать километров, вот только ни ноги у него не болели, ни плечи с шеей, да и дышалось нормально; наверное, лучшей ассоциацией к его состоянию мог быть образ человека, безвылазно просидевшего в духоте перед мельтешащим экраном двое суток, а потому обессиленного даже и без физических нагрузок.
Смотреть в мир не хотелось.
Хотелось спать.
И есть. Лучше всего что-нибудь сладкое.
Демьян потянулся к голове, яростно почесал её отросшими ногтями, чувствуя, что под руками у него всё липко. Задел пробившуюся на щеках щетину.
Он открыл глаза.
Из этого ракурса видны были ему стены без каких-либо деталей ни выключателей, ни розеток и низкий потолок. Преодолевая головокружение, Демьян медленно, подворачиваясь, помогая себе локтями, приподнялся.
Сел.
Одет он был в пижаму и брюки. На ногах ничего.
Вокруг него возведена оказалась тускло освещённая комната: без дверей, без окон, с одной только медицинской каталкой и унитазом. Сразу стало трудно дышать.
Демьян почувствовал себя погребённым в склепе.
Сердце его ударило, сначала разово, на пробу, а потом заколотило часто-часто, барабанной дробью, просясь наружу, словно испугалось ограничивающей его тесноты рёбер; в горле набух жёсткий комок. Спина вмиг стала мокрой. «Что это? спросил внутренний голос, показавшийся ему чужим. Что это? Почему?».
Вместо того чтобы испугаться, запаниковать, Демьян звонко шлёпнул кулаком в ладонь и упёр руки в кольцо, напрягая все мышцы. Подержал. Потолкал, представляя каждую из рук непримиримым соперником, вынужденно согласным на ничью. Это помогло.
Он ждал повода разозлиться.
Разозлиться. Разнести здесь всё нахрен. Нагнуть тех, кто придёт. Крикнуть в лицо, смотреть в бегающие глаза. Толкнуть. Сделать больно.
Выбраться.
Да.
Но сначала нужно было понять, что происходит.
Изучить доставшуюся ему вселенную: эти стены, пол, потолок, его лежак. Всё здесь.
Сформулировать вопросы. Не спешить. Вопрос важнее ответа, потому что задаёт траекторию разговора и очерчивает его рамки; на правильный вопрос вообще нет необходимости отвечать, точное вопрошание сродни искреннему и преображающему реальность искусству.
Придумать, как себя вести.
И достучаться хоть до кого-нибудь. Вызвать. Поймать. Прихватить пальцами, прижать.
Прижать!
А там там по обстоятельствам.