Хочу говорить красиво! Техники речи. Техники общения - Наталья Ром страница 2.

Шрифт
Фон

Наверно и вы не раз ощущали, что ваш голос вас "подводил" во время длительных переговоров, дебатов, выступлений или в процессе обычного разговора. Голос "садится", появляются сип, хрипота, начинает першить в горле, и к концу выступления вы устаете и переходите на пониженные интонации. Исправить такое положение может совершенствование речевой техники. Работа над голосом, постановка голоса. Правда, встречаются голоса, поставленные самой природой, но такие случаи крайне ре́дки. Каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, подвижным, гибким, звучным и иметь широкий диапазон. Для этого его надо развить и укрепить.

Дикция Ясная, четкая дикция – первое и обязательное условие хорошей речи. Иначе речь становится невнятной и неразборчивой. Это выражается в "съедании" конечной согласной или звуков внутри слова, звучании "сквозь зубы". Такое происходит вследствие неподвижной верхней и вялой нижней губы. Особенно это мешает четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных.

Основные недостатки в произношении формируются еще в детстве. К недостаткам относятся: картавость, сюсюканье, шепелявость, вялость или неясность речи. Причина проста – неправильное пользование речевым аппаратом. Также речь бывает неразборчива, потому что говорящий произносит слова слишком быстро, скороговоркой. Говорить надо плавно, приучиться хорошо открывать рот. Когда вы хорошо открываете рот, звук становится более четкий. Работая над своей дикцией, вы сможете сделать привычной четкую артикуляцию всех звуков речи. Ваша речь станет понятной и выразительной.

И последняя техника – Орфоэпия. Это раздел, где изучаются правила и законы правильного произношения. Не путайте с орфографией – наукой о правильном написании. Слово орфоэпия происходит от греческих слов orthos – прямой, правильный и epos – речь, и означает "правильная речь". Понятно к чему привел бы разнобой и неграмотность в написании. Соблюдение общих правил и законов в произношении так же необходимо, как и в письме. Отклонения от общепринятых норм мешают языковому общению, отвлекают слушающего от смысла произносимого и мешают пониманию его. Поэтому знание правил и законов произношения так же важно, как и знание грамматики.

Работая над техниками речи важно помнить.

Каждый раз, перед тем как приступить к выполнению речевых упражнений, сделайте несколько физических упражнений. Это обязательное условие. Если вы бывали за кулисами в театре, то наверняка видели, что многие артисты и певцы расхаживают по коридорам перед выходом на сцену. Они не просто вспоминают слова своей роли; таким образом, они способствуют лучшему кровообращению. Иногда они даже делают небольшие физические упражнения, что-то вроде зарядки. Это способствует прогреванию мышц, расслаблению предплечий, плеч и шеи – всех тех мышц, которые опосредованно связаны с голосом.

Зарядку можете делать самую обыкновенную. Например:

1. наклоны головы в стороны: вправо, влево, вперед, назад; круговое вращение головой;

2. шейно-плечевой отдел: махи рук в стороны; поочередная смена рук: одна рука идет вверх, другая вниз

3. повороты корпуса тела вправо и влево; наклоны корпуса тела в стороны. Круговые движения бедрами поочередно то в одну, то в другую сторону.

Физические упражнения способствуют не только разогреву мышцы, но и снятию любого физического и эмоционального зажима.

После того как вы сделаете зарядку, обязательно, выполните несколько упражнений для релаксации. Релаксация нужна, чтобы сделать ваше дыхание ровным. Лягте на пол, расслабьте тело. Представьте, что вы лежите на берегу моря, на теплом мягком песке. Волны нежно омывают ваши ноги, а солнце греет ваше тело. Дует легкий морской бриз, чистый воздух. Вы дышите медленно, легко и свободно. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Только разогрев мышцы тела, и сняв напряжение, можно приступайте к практике речевых занятий.

И последнее, речевой аппарат очень хрупок и нежен. Этот деликатный инструмент нужно беречь, а делать это можно различными способами.

Избегайте чрезмерной усталости и напряжения, держа мышцы шеи расслабленными. Спокойный голос исходит только из спокойного тела. Напряженное тело приводит в напряжение голосовые связки, повышает тон голоса, нарушает резонанс и снижает слышимость.

Продолжительное использование голоса требует длительного отдыха – молчания.

Если вы чувствуете, что голос вам отказывает, проделайте несколько упражнений по релаксации всего тела. Глубоко вздохните, сделайте короткую прогулку, уединитесь хотя бы ненадолго, помолчите.

Теплый чай с лимоном оказывает смягчающее действие на горло. Многие дикторы постоянно прихлебывают воду комнатной температуры с несколькими дольками лимона, чтобы их горло чувствовало себя комфортно.

1. Дыхание

Как научиться "правильно" ДЫШАТЬ?

В речевой практике существует два типа дыхания ВЕРХНЕЕ и НИЖНЕЕ.

Верхнее дыхание это легкое поверхностное дыхание, при нем активно работают только верхняя часть легких. Это дыхание, как правило, не используется при активной речевой нагрузке.

Нижнее дыхание это глубокое дыхание, в этом случае задействованы, и диафрагма, и легкие, и реберные мышцы, и брюшные мышцы живота. Такое дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

В учебниках речи, в школах по вокалу, в театральных вузах речевое дыхание называют по-разному: грудное, ре́берное, диафрагмальное, кому как нравится и кому как удобно, суть от этого не меняется. Например, преподаватели речи в театральном вузе употребляют оборот "дышать животом" или "дышать диафрагмой". Наверно это название, на мой взгляд, более оправдано. Потому что когда вы дышите правильно, вы видите, как активно двигается ваш живот, а не грудная клетка. Главное понять принцип действия речевого дыхания – ребра в стороны, живот вперед! Так должна работать ваша диафрагма на вдохе.

Если вы еще не поняли "где живет ваша диафрагма", сделаю подсказку. Когда вы го́лодны, вы употребляете фразу "сосет подложечкой" и автоматически кладете руку на живот именно на то место где у вас и находится диафрагма. Где-то между грудной клеткой и животом. Наверняка ваша рука сейчас сама автоматически прикоснулась именно к этому месту. Теперь определились? Тогда приступим непосредственно к практике речевого дыхания.

Перед тем как мы с вами будем учиться "правильно" дышать, необходимо выполнить еще одно очень важное условие, без которого сделать дыхание правильным невозможно. Ваша осанка, ваш мышечный корсет. Если ваша мама в детстве не следила за вашей осанкой, вы вполне можете изменить свою осанку сами. Это не займет много времени. К тому же хорошая осанка сделает вас более привлекательным и придаст вам уверенности.

Итак. Осанка. Главное условие. Уделяйте этому упражнению пять минут в день в течение месяца. Постарайтесь запомнить ощущение, которое сопровождает правильную осанку, и ходить с этим ощущением.

"Стенка" Плотно прислонитесь к стене всем телом. Прижмите к стене спину, плечи, руки, ладони, ягодицы, пятки. Пять минут постойте в таком положении. Сделайте 7 глубоких вдохов-выдохов. Вдох через нос, выдох через рот. Затем, не меняя положение тела, зафиксируйте его – представьте, что стена прилипла к вашей спине, и вы уносите ее с собой. С такой выпрямленной спиной-стеной походите по комнате (делайте шаги в любом направлении, любой походкой, но не меняя положения спины) – чем больше, тем лучше.

Повторяю. Главное делайте это упражнение по пять минут в день на протяжении месяца. Вы увидите, как изменится ваша осанка.

И еще, если вы находитесь вне дома, и у вас нет возможности выполнять эти упражнения, то просто говорите себе: "Я смелый, я решительный!" Что тогда произойдет? Почувствовав в себе дух смелости и решительности, ваше тело моментально выпрямится, и ваши плечи разведутся назад. Так вы сможете поддерживать свою осанку, заодно и внушите уверенность себе!

Теперь, когда вы закрепили свою осанку, можно приступать к тренировке дыхания. Чем отличается речевое дыхание от обычного?

Дыхание в жизни непроизвольно. Вдох и выдох совершаются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность физиологического или обычного дыхания – вдох, выдох, пауза.

Для речи, особенно продолжительной, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления.

В повседневной жизни мы дышим через нос. Но, во время публичного выступления носовым дыханием мы можем пользоваться только перед началом речи или на больших паузах. На малых же паузах добор воздуха делается ртом, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через нос невозможно. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, очень важно научиться правильно делать вдох и выдох ртом. Целью тренировки речевого дыхания является тренировка длинного выдоха. Важно научиться постепенно расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха, а медленно и постепенно расслабляться.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге