Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Библиотекарь файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
"В бывшем монастыре расположились библиотека и артель инвалидов. Сквозь зарешеченные окна видно, как несколько незрячих делают свою нехитрую работу. Полки библиотеки, хранящие прежний порядок, пусты. В проходе два слепых баяниста, прислушиваясь друг к другу, растягивают мехи баянов. Появился Паша – крохотный мужичок с восторженным лицом. Его настигает Екатерина Федоренко… "
Содержание:
Действующие лица 1
Действие первое 1
Действие второе 7
Александр Галин
Библиотекарь
Драма в двух действиях
Действующие лица
Ковалёв,
Инна Сергеевна,
Юра,
Валера,
Грызлов,
Наташа,
Паша,
Екатерина Федоренко.
Действие первое
В бывшем монастыре расположились библиотека и артель инвалидов. Сквозь зарешеченные окна видно, как несколько незрячих делают свою нехитрую работу. Полки библиотеки, хранящие прежний порядок, пусты. В проходе два слепых баяниста, прислушиваясь друг к другу, растягивают мехи баянов. Появился Паша – крохотный мужичок с восторженным лицом. Его настигает Екатерина Федоренко.
Паша . Опомнись, Федоренко!
Федоренко. Задавлю!
Паша . Ты чего делаешь?
Федоренко. Задавлю! Меня, многодетную, оправдают. (Настигла Пашу.) Смотрите сюда! Все смотрите! Свидетели!
Паша . Они незрячие. Катя, пожалуйста!
Федоренко. Я всех здесь поубиваю сегодня! Я буду судить окончательным приговором!
Паша . Катя!..
Федоренко. Значит, мне самой вести Модеста, да? Повтори!
Паша . Я не поведу больше никогда!
Федоренко. Повтори, гад! (Бьет Пашу.) Считай, на что мы живем с пятерыми детьми. Считай!
Паша . Это ты рожаешь, а я за что отвечаю?
Федоренко. Думаешь, ты хозяин положения?
Паша . Я не думаю вслух, вслух думают попугаи.
Федоренко. Умным стал?
Паша . Я дураком никогда не был!
Федоренко (кричит). От дома отбился!
Паша . Я участник общественной жизни.
Федоренко. На тебе еще по роже!
Паша . Сейчас я выйду из себя – наступит ужас!
Федоренко заметила вошедшую Наташу . Оставила Пашу, направилась к ней.
Федоренко. Увидела, что он тронутый, – села больному на шею!
Паша . Еще одно слово от тебя – я продам Модеста и все деньги переведу в Фонд мира!
Федоренко. Я просила: ему нельзя читать. Просила: не давайте ему книги!
Наташа. Я вам уже сказала, нечего пьяной ходить сюда!
Федоренко. Ты мне подносила? Подносила мне? Угощала меня? Ну и нечего меня пьяной обвинять! Я больная, мне пить положено. Я на тяжелой работе надрываюсь!
Паша . За это тебе пенсия будет.
Федоренко. Чего вы меня гоните?! Я читать пришла в библиотеку!
Паша . Библиотека теперь закрыта.
Федоренко. Что же вы, девушка милая, не посоветуете, что посмотреть? Журналов мод, про здоровье дайте, пожалуйста.
Наташа. Я, по-моему, ясно сказала: уходите отсюда!
Паша . Это ж директор артели! Стыдись, Федоренко!
Федоренко. Дрова пилить, картошку копать – люди спрашивают: где Паша? А Паша теперь книги читает! Я ему Модеста сюда приведу – пусть разбирается с ним сам. (Уходит.)
Паша. Вот что делать?!
Наташа. Иди домой, раз жена зовет.
Паша . Скажешь тоже! Какая она жена! Неужели я себе лучше бы не нашел! Про нее мужики говорят: худая, на ощупь одна берцовая кость. А Модеста она приведет сюда, с нее станется.
Наташа. Кто такой Модест?
Паша . Тошно вспомнить, до чего довели бедное животное! (Махнул рукой.) Есть важное правительственное сообщение для тебя.
Наташа. Какое? (Пауза.) Отдышись, докладывай спокойно.
Паша . Слышь-ка, тебя мужик спрашивает, слышь?
Наташа. Какой же такой мужик?
Паша . Так я его не видел. Подожди! Спрашивал по телефону. Я ему: пожалуйста, говорю, выйду ее покличу. Нет, торопился. Просил сказать: сегодня приедет. Часа три назад звонил. А я забыл. Потом вспомнил – и сразу к тебе.
Наташа. Ну, пусть едет. Не сказал ни имени, ни фамилии?
Паша . Нет, не сказал. Я же и записал в блокнот твой: звонил мужик, едет мужик… мужчина.
Наташа. Спасибо, Павел. Теперь ответь: почему так мало людей в артели? Тебе было дано задание объявить людям: сегодня рабочий день. Не выходной – ра-бо-чий! (Кивнула на баянистов.) И нечего сегодня самодеятельностью заниматься! Иди выполни задание и продолжай дежурить.
Паша . Значит, мужик едет к тебе. Вот так, я передал.
Наташа. Иди, иди, Павел.
Паша . Совет дать?
Наташа. Не надо.
Паша . Лучше здесь найди, из местных. Какие твои годы! Будешь только по воскресеньям с мужчинами баловать, по выходным, – совершишь ошибку. Жизнь идет, жизнь бежит, жизнь катится – кто, значит, друг к дружке навстречу не идет, тот сподхватится.
Наташа. Паша, ты ведь немолодой человек, не мальчик.
Паша . Был мальчиком, был молодым. Жизнь идет, жизнь бежит, жизнь катится…
Наташа. Ты намного старше меня, правильно?
Паша . Я тебя не крестил – вы, начальники, некрещеные, черти.
Наташа. Понимаешь, дружок, я – директор. Обращайся ко мне на вы. Напоминай себе. Ты мое имя-отчество помнишь?
Паша . Дева Наталья Петровна.
Наташа. Не надо шутить так. Изменись. Ты – наш актив, Павел. На тебе большая ответственность, ты зрячий. Подумай, на кого мне еще рассчитывать? Ну хорошо. Больше не было звонков?
Паша . Да кто к нам звонит! Кому мы нужны!
Наташа. Ну, иди.
Паша . Природа, сказал Мичурин, нестерпимо требует скрещивания.
Наташа. Мичурин этого не говорил.
Паша . Это Мичурин-то?! Я был помощником товарища Мичурина по политчасти. Я был его комиссаром. Я ему с самого начала сказал: товарищ Мичурин, не жди милости от природы. (Засветился.) Один раз приехал к товарищу Мичурину Константин Эдуардович Циолковский, и схватились они с ним на тему о том, что все-таки управляет жизнью человеческих существ? "Управляет, – настаивал Мичурин, – всеобщий закон движения материальных частиц через анальное кольцо. Это путь всего живого, его смысл". С этим Константин Эдуардович не согласился…
Наташа. Иди, Павел. В остальном я тобой довольна.
С двумя тяжелыми сумками вошел Ковалёв. Остановился.
Ковалёв. Наташенька!
Паша . Значит, передаю еще раз: едет мужик к тебе, мужчина.
Наташа (тихо, Паше). Пошел отсюда! Быстро!
Паша уходит.
Ковалёв. Наташенька, я раздавлен. Какой это ужас: из одной очереди в другую очередь!.. Вы знаете, я, когда раньше видел табличку "В порядке живой очереди", думал: неужели есть мертвая? Оказывается, есть! Мертвая – это, знаете, запись на бумаге. Но это ненадежно: бумага вдруг может исчезнуть. Мертвая очередь производит клеймение на тыльной стороне ладони химическим карандашом. (Показал.) Вот, я – двести шестьдесят седьмой. Подошел, не успел спросить, что привезли, – подскочил активист и в лицо прямо: будете стоять? Другой схватил руку, и вот. Оказалось, кости копченые. И я бежал, а вслед кричали: номер скажи, номер!.. (Смеется.) Меня проштамповали.
Наташа. Давайте помогу.
Ковалёв. Спасибо, спасибо. Уж теперь я дотащу сам. Подождите, дева моя. Когда автобус поднялся на холмы, я увидел вдалеке наш монастырь, в окнах вашей артели горел свет… Вы меня ждали?
Наташа. Ждала.
Ковалёв. Когда женщина ждет, жилище приобретает смысл. Если никто не ждет добытчика, он не может быть счастлив. Жилище его холодно и пусто.
Наташа. Надо было Юру послать.
Ковалёв. Юрочка не может стоять в очередях. Когда он был совсем мальчиком, он меня спрашивал: "Дедушка, почему Бог заставил нас добывать себе пищу, разве нельзя было сделать нас такими, чтобы можно было жить только дыханием?"
Наташа. Что купили?