Карл особенно играет со словами и их самыми глубинными значениями. Он переворачивает их, расщепляет, играет и жонглирует ими, обнаруживает второй и третий смысл и таким образом, нередко к своему собственному удивлению, приходит к озарениям.
То, что в нём ещё кроется Сократ, придаёт искусству жонглёра магическую подоплёку. Как и древнегреческий учитель, он приводит спрашивающих и усердно аргументирующих слушателей к апории. Это такое приветливое философское слово для обозначения безвыходности. В разговоре Сократ показывал любому, кто считал, что что-то знает, что поистине он не знает ничего. В случае Карла Ренца происходит то же самое. Каждый, кто приходит к нему на беседы, поначалу всё ещё думает, что знает что-то, по меньшей мере, надеется что-то понять и несколько продвинуться по пути просветления. От этого ничего не остаётся. О шутки и непреклонность разбивается всякое знание и верования.
В конце задающие вопросы и остальная аудитория лишаются своих концепций, но при этом нет ни победителя, ни побеждённых Поскольку всё есть Одно, они сдаются, ощущая невероятное облегчение. Оно заключается в дающем освобождение осознании, что это сам ум создаёт себе проблемы, а потом бьётся над их разрешением. И что Истина, Сущность, Я каждого находится "прежде" ума. Поэтому ум может продолжать бегать в беличьем колесе - Я остаётся незатронутым.
О том, что это Я не отделено, слушатель и учитель - одно в этом, Карл говорит при случае так: "Я говорю только сам с собой". По-английски он двусмысленно называет свои выступления "Self Talks" (разговор Я с собой). Конечно, Я ещё и слушает. Потому что все проводимые различия - продукт мысли.
В этом суть индийской философии адвайты ("недуальный", "не два"), с которой Карл Ренц ощущает связь: отделённость - всего лишь иллюзия, поддерживаемая умом. Как только мысли затихают, исчезает и отделённость вместе с желаниями и страхами. "Ад - это другие", сказал Жан Поль Сартр. Карл Ренц сказал иначе: "Пока ты веришь, что другие существуют, ты живёшь в аду".
Возможно, "ад" - это преувеличение. "Стресс" будет достаточно. Но если есть что-то, что уничтожает ад, кладёт конец стрессу, то это подобные диалоги. Подобные разговоры с учителем, который знает, что ада нет, что нет отделённости. Конечно, живое присутствие такого учителя может оказать нам великую помощь. Но и присутствие в печатном виде имеет свои преимущества. Во-первых, оно не содержит "холостых ходов", которые случаются в любой беседе. Мы их убрали. Во-вторых, нет нужды испытывать дискомфорт на жёстких стульях или в неудобной позе на полу. В-третьих, можно в любой момент прервать речи этого словоохотливого комедианта и снова вернуться к ним в более подходящее время.
И не нужно всякий раз платить за вход!
Дитмар Биттрих
Лето 2003 г.
Предисловие
Ещё в детстве у меня были противоречивые переживания. Я мог быть совершенно свободен и находиться в совершенной гармонии с миром в один момент, а в следующий - в глубокой депрессии, желая раствориться и умереть, то на седьмом небе от счастья, то в смертной тоске.
Понятно, что мне хотелось пребывать только в приятных переживаниях. Так я и начал искать. Так что это было поиском не истины и не просветления, а безграничного счастья, окончания страдания. Я пытался найти для этого действенное средство и подходящие инструменты. Сначала это был секс, из которого стало ясно, что так называемая маленькая смерть (оргазм) - всего лишь мимолётное переживание и зависит от партнёра, а значит, ничего не решает.
Затем последовал опыт с наркотиками, дающими лишь на короткое время свободу от страдания. Но как только их действие ослабевает, страдание становится даже ещё более интенсивным. Внимание или любовь друзей, семьи или партнёров также потеряла всякое значение с осознанием того, что моё состояние не имеет к ним никакого отношения и что всё это не могло решить проблему.
Затем я стал читать эзотерические книги: всё про религии, шаманов, магию и т. д. Долгое время я был захвачен Кастанедой и Доном Хуаном и их идеей свободы.
Это продолжалось до конца 70-х годов, когда я во сне спонтанно осознал, что сплю. Я вспомнил о технике Дона Хуана, где нужно смотреть на свои руки. Так что я поднял руки и стал их рассматривать. Неожиданно что-то, очевидно, спавшее во мне, пробудилось. В этом пробуждении сначала мои руки, а затем всё моё тело начали растворяться. Я узнал смерть и в этом узнавании внезапно возник страх. И я стал бороться за свою жизнь так, как ещё никогда ни за что не боролся. Какая-то непостижимая сила пыталась стереть меня, при этом я воспринимал её как бесконечное чёрное Ничто. И хотя я проснулся и лежал на своей кровати, борьба не прекратилась. И вдруг пришло приятие этого растворения, и тёмное Ничто превратилось в сияющий свет, и я стал этим светом. Светом, сияющим в самом себе.
Целая вечность прошла, и свет постепенно превратился в обычное осознание Карла и мира. Всё казалось таким, как до этого переживания, но восприятие абсолютно отделилось от воспринимаемого. Появились абсолютная дистанция от мира и его чужеродность.
"Это не мой дом" - была единственная мысль. МОЁ потерялось в отсутствии "я".
С этим пробуждением всеобъемлющего сознания начался процесс растворения концепции "Карл". И в этом восприятии ложности переживаний иллюзорной сущности, сожжение личной истории, таким образом, истории всей Вселенной в огне Осознания, было всего лишь вопросом времени.
Этот процесс от "индивидуального сознания к всеобъемлющему", от личного к безличному, который принято называть просветлением, всегда уникален и не может быть повторён или скопирован. Так же как существует только одно абсолютное Бытие, любое переживание уникально.
В течение долгого времени, около пятнадцати лет, это безличное сознание было моим домом: КОма превратилась в ОКей. Я стал блуждающим НИЧТО. Я был абсолютно отождествлён с этим НИЧТО.
Хозяин НИЧТО. Маленькое "я" стало очень большим, раздутым НИЧТО. Как фон, наблюдающий передний план. Одна иллюзия, наблюдающая другую иллюзию. Так называемый СВИДЕТЕЛЬ, мудрость, утверждающая: "я есть НИЧТО".
Очевидно, существовало нечто, что видело в этом "небытии" какое-то преимущество, а как следствие, и подспудный страх, боявшийся потерять это преимущество ясности. В середине 90-х годов неожиданно пришло абсолютное понимание, простое узнавание, как маленькое "ага": "Я - то, что есть. Я - то, что не может быть или не могло быть чем-то другим, нежели "абсолютным Я"". Существует только абсолютное Я и ничего кроме абсолютного Я. В самоосознании и в реализации Я абсолютное Приятие.
Абсолютное "ЕСТЬ" реализует себя в личном, так же как и в безличном переживании, это всегда абсолютное Я, так что никогда не существовало необходимости в просветлении. Абсолютное Я всегда реализовано, а то, что видится как сознание в реализации (проявлении реальности), никогда не реализует себя. И в этом смысле никогда не существовало непросветлённых и, таким образом, необходимости в просветлении.
В конце 80-х годов появились боли, сначала в шее. Они приходили 1–2 раза еженедельно. Примерно через год боли в голове превратились в ежедневную мигрень. Я просыпался и засыпал с этой болью. Все попытки бороться с ней только её усиливали. Никакие медикаменты, природные или химические, не могли в какой-либо мере повлиять на это. Единственной возможностью убежать от боли был либо сон, либо некий вид медитации. Хотя я и был против всяческого рода так называемой "духовной работы", эти постоянные боли каждое утро после пробуждения погружали меня в состояние отсутствия. В этом состоянии боль превращалась в вибрирующий свет осознания. Тот, кто испытывал боль, исчезал. В большинстве случаев я снова спонтанно возвращался после 4–5 часов медитации, а со "мной" возвращались и боли. Из рая в ад. После этого я каким-то чудом шёл в студию, пытаясь более или менее успешно рисовать, чтобы как-то заработать себе на жизнь.
Так прошло примерно 4 года. Пока однажды утром я не вышел из медитации раньше обычного: уже через 2 часа, чтобы, как всегда, включить телевизор для просмотра биржевых новостей. По случайности, шла передача Би-Би-Си: экранизация "Махабхараты".
"Махабхарата" - это индийский эпос о героях и богах, в котором Господь Кришна пытается наставлять героя Арджуну в том, что не существует свободы выбора, и что, несмотря на его миротворческое отношение, он будет вовлечён в битву, в которой уничтожит огромное количество противников - в соответствии со своей судьбой.
Вообще-то я хотел сразу же переключить на новости биржи, так как к тому времени я только и жил от акций. Моя карьера художника сошла на нет из-за постоянных мигреней. Но что-то меня удерживало переключить на другую программу. Сначала мне было не особо интересно, но затем с всё возрастающим вниманием я стал следить за ходом пьесы. В её конце большинство персонажей было убито, после чего Кришна взял брата Арджуны Юдхиштхиру на Небеса. Потому что он показал себя истинным учеником Кришны. На Небесах оказались все его враги, которые прекрасно проводили там время. Юдхиштхира спросил Кришну, где все его друзья, на что Кришна ответил, что все они в аду. "Я хочу быть рядом с моими друзьями и роднёй. Относительная радость Небес для меня ничего больше не значит", - сказал Юдхиштхира. Тогда Кришна перенёс его в ад. Там он увидел всех своих друзей и родню, горевших в адском огне страдания, после чего и сам погрузился в глубочайшую печаль Бытия. Через некоторое время Кришна спросил его, смог бы он навсегда принять это состояние.