Но так бывает только летом, когда солнце, кажется, и не уходит некуда вовсе; ложишься ты - ещё светло, просыпаешься - давно поют птицы, а на львином зеве и золотых шарах у подъезда жужжат шмели. Зимой же ох как неприятно, наверно, вылезать из постели слишком рано, когда ещё темно на улице, и ехать на холодный, продуваемый ветрами базар за прошлогодней капустой и отсыревшим буряком - неприятно и скучно. Да Лёнька никогда зимой и не ездил. Он просыпался уже в десятом часу, когда начиналась радиопередача "С добрым утром!", в дом врывался звонкий голос дикторши, и пели что–то бодрое, жизнеутверждающее Муллерман, Хиль или Трошин, или же забавные дядечки и тётечки там, на радиостудии, разыгрывали смешные сценки про хитрых жён, глупых мужей и коварных тёщ, а потом рассказывали старые анекдоты из журналов "Крокодил" и "Шпильки".
Чаще всего родители по воскресеньям жарили картошку или варили вареники. Лёнькин отец лепил вареники виртуозно, он, кажется, и жене не доверял делать это: повязывал передник, усаживался на кухне за стол, раскатывал тесто, разрезал его чашкой на кружочки, аккуратно укладывал на эти присыпанные мукой кусочки теста небольшие комочки варёной картошки, а затем точными ловкими движениями создавал из всего этого изящную загогулину, которая вскоре превращалась в кастрюле с кипящей водой в пузатенький аппетитный вареник. И тут на кухне появлялся лохматый и чуть очумевший со сна Лёнька. Мама, смеясь, гладила его по голове, пытаясь хоть немного усмирить непокорные вихры на голове сына, и с лёгким упрёком говорила:
- А умыться что же - забыл?
- Он не умыться забыл, - поддакивал отец. - Он проснуться забыл. Ну–ка, гвардеец, в ванную! А потом… знаешь что: сыграй–ка нам что–нибудь… ну… хотя бы из Глинки, что ли. Ладно? С утречка оно бодрит…
И, не дождавшись ответа сына, начинал петь, подражая то ли Лемешеву, то ли Козловскому: "Между небом и зе–е–млёй песня разда–а–аётся…"
Когда же Лёнька возвращался на кухню, на столе уже стояла глубокая миска с варениками, слегка присыпанными поджаренным луком и щедро политыми маслом и сметаной. От этой живописной горки шёл пар. Лёнька вонзал вилку в первый подвернувшийся вареник, жадно подносил его ко рту, дул, чтобы не обжечься, и нетерпеливо ждал, не решаясь откусить.
- Не торопись, не убежит, - смеялась мама.
Отец помешивал в посудине столовой ложкой, стараясь загрести со дна масло, чтобы полить им вершину горки.
- Ты с‑под спуда, с‑под спуда бери, там самое вкусное, - советовал он Лёньке. - И лучок, лучок прихватывай, не стесняйся…
- Да–да, - кивала головой мама, - лук - это всегда полезно. Старики говорят: "Лук - от всех недуг"…
- Не "недуг", а "недугов", - поправлял её Лёнька. Он терпеть не мог жареный лук, всегда норовил его сдвинуть вилкой на край тарелки, но с варениками даже такая гадость, как лук, казалась ему на редкость вкусной. Да что там говорить, без лука вареники - это не еда вовсе, а так… полуфабрикат.
8
Днём часто показывали по телевизору хоккей. Обычно играли московские команды ("Спартак", "Динамо", ЦСКА), в крайнем случае "Торпедо" из Горького, но и это было интересно. Лучшие советские игроки тогда ещё ни в какие там Канады и Америки не уезжали, поэтому болельщики имели возможность в полной мере наслаждаться игрой чемпионов мира - Фирсова, Старшинова, Харламова, Мальцева, Коноваленко, Третьяка… Да разве всех перечислишь? Голос комментатора Николая Озерова был так же привычен в каждом доме, как, скажем, мелодия гимна Советского Союза или энергичные команды ведущего утренней зарядки по радио ("Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки вверх - р-рраз!.."). Озеров был подлинным мастером своего дела. Многие его фразы запоминались сразу, на лету и быстро превращались в штампы. Потом, после телевизионных трансляций, дворовые игроки, для которых хоккей без голоса "дяди Коли" казался немножко скучноватым, ненастоящим, то и дело подпускали в паузах что–нибудь "из Озерова", как бы комментируя собственную игру: "Вратарь демонстрирует чудеса!", "Игра страстная, темпераментная, напористая!", "Умеет забивать и любит это делать"… Уже малость подуставший за полдня (с пяти ведь утра на ногах!), отец Лёньки укладывался на диван и сквозь блаженную полудрёму поглядывал на экран, зная наперёд, что победит непременно команда ЦСКА, "которая переманила всех лучших игроков, забрала их себе в армию, а теперь разве справится с ней кто–нибудь?"
Для Лёньки же было крайне утомительно два с половиной часа сидеть без движения перед телевизором и смотреть хоккей. Хотелось играть самому. Лёнька брал клюшку и бежал во двор. А там уже дворовая братва "сговаривалась", то есть делилась на команды, а потом до темна, до дрожи в коленях, до кругов перед глазами рубилась отчаянно, самозабвенно, словно в последний раз.
Греться ходили в подвал дома, где рядом с бойлерной в тёплой полутёмной комнатёнке стоял старый, прожжённый сигаретными "бычками" диван, на полу - дощатые ящики, а у маленького окошка на улицу - табурет и облезлый замасленный стол. По вечерам здесь собирались котельщики и слесари, пили портвейн и стучали в домино, днём же - дворовые пацаны. Травили анекдоты, много спорили о футболе и хоккее, рассказывали небылицы о лучших игроках, кто–то курил "Плиску" или "Дымок", небрежно сплёвывая сквозь зубы на пол, а если приходили ребята постарше, то со скучающим видом потягивали прямо из "горла" "Солнцедар" или "Бiле мiцне" (именуемое в народе "биомицином"), матерились, бренчали на гитаре и врали о своих приключениях с девчонками. Младших не прогоняли - наоборот, охотнее бахвалились друг перед другом именно тогда, когда присутствовали "пионэры". Лёнька же и вовсе был в почёте. Во–первых, утончённый ценитель прекрасного Саня Пипетка когда–то похвалил музыкальные способности восьмилетнего Ковалёва, а это дорогого стоит, Саня - авторитет беспрекословный; а во–вторых, Лёнька уже и сам немного играл на гитаре и мог на трёх аккордах семиструнки исполнить любимый всеми битловский "Вавилон": "О, Вавило–о–он! О-о! Но–но, но–но, о!"
В Ливерпуле, в кабаке, в длинных сюртуках
стоят четыре чувака с гитарами в руках, -
пел Лёнька визгливо и чуть хрипло, стильно встряхивая косматой гривкой и отбивая подошвой ритм. Эту песню хорошо знали во дворе. Тогда почти все пацаны слушали "Голос Америки", но совсем не политику (кому нужна эта нудьга?), а, напротив, концерты популярной музыки по средам в восемь вечера. Радиостанцию находили на коротких волнах, и тогда сквозь шум и треск, сквозь рёв глушилок (все были уверены, что где–то на границе с Польшей стоят гигантские глушилки, предназначенные для того, чтобы мешать советским людям слушать гнусную крамолу с Запада) пробивался слегка надменный и очень–очень иностранный голос ведущего передачи Юрия Асмоловского. Послушать "Битлз" и "Роллинг стоунз" тогда можно было только по радио, отыскав на КВ "вражьи голоса". К этому времени уже закончился период "музыки на костях", когда рок–н–ролл записывался на использованных рентгеновских плёнках: все уже понимали, что такими доморощенными поделками можно испортить иголку проигрывателя, да и качество звука было не ахти. Купить же фирменный диск с "битлами", "криденсами" и "роллингами" было практически невозможно: пластинка стоила ползарплаты инженера. Вот и слушали "Голос Америки" и Би - Би-Си, где регулярно крутили и "Мишель", и "Естэдэй", и конечно же великолепный "Вавилон" - "рок–н–ролл всех времён и народов". Только гораздо позже Лёнька Ковалёв случайно узнал, что это вовсе никакой не "О, Вавилон", а "Can’t buy me love" ("Любовь нельзя купить"), но в первое время никто английского не знал, поэтому пели то, что уже "перевели" на русский какие–то неизвестные умельцы:
Девки вьются,
юбки рвутся,
а битлы всё поют.
О, Вавило–о–он!
Но всё же гораздо большим уважением у подвальной компании пользовалась музыка "русская", отечественная. И самой главной, самой "русской" из них была песня "про тягнычок", которую проникновенно, с душой, с надрывом исполнял конопатый пэтэушник Тарас Григораш, изредка забредавший в бойлерную на огонёк и звуки гитарных переборов. Все знали эту песню и раньше, до Тараса: её пел Юрий Никулин в фильме "Операция "Ы" ("Постой, паровоз, не стучите, колёса…"), - но Тарас делал её оригинально, по–своему:
Почекай, тягнычок,
и не ляпайте, колы.
Кондуктор, натысни на гальма…
Особенно всем нравилась "роковая" фраза, которая в оригинале звучит как "Меня засосала опасная трясина", а в исполнении Григораша выглядела несколько иначе: "Мэнэ засмоктала нэбэспэчна трясонына…", - этот фрагмент пели хором, громко, с чувством.