Универсальный способ мышления. Введение в «Книгу Перемен» - Бронислав Виногродский страница 4.

Шрифт
Фон

Человека можно назвать человеком гадающим, ибо познание с помощью умственной деятельности – это постоянное разгадывание невидимого на основании законов времени. Ибо все изменения происходят в потоке времени, проходящем через человека, и если ты разбираешься в этих законах, то ты умеешь думать. Книга Перемен описывает эти законы.

Традиционные способы гадания

Один из древнейших способов прогнозирования – гадание с помощью тысячелистника – подробно описан в классическом тексте выдающего сунского ученого Чжу Си.

Это происходит следующим образом. Гадающий берет 50 стеблей. Один сразу же откладывается в сторону. Оставшиеся 49 он произвольно делит на 2 части.

Каждое действие является символическим и помогает гадающему включиться в систему ритмов времени и пространства, которая мыслится как система взаимоотношений Неба и Земли, рождающая все возможные ситуации в человеческой жизни. Таким образом, действие с первой палочкой символизирует состояние Великого предела, когда Небо и Земля еще не разделились. Во время гадания нужно постоянно следить, чтобы сознание было чистым, так как состояние покоя является непременным условием получения правильного ответа на поставленный вопрос и оптимального воздействия на ситуацию, в контакт с которой вступает гадающий.

2 пучка стеблей, полученных в предыдущем действии, берутся соответственно в правую и левую руки. Пучок в левой руке символизирует Небо, а пучок в правой – Землю. Из правой руки вынимается 1 стебель и помещается между мизинцем и безымянным пальцем левой руки. Таким образом, вводится качество человеческого мира. Затем стебли из правой руки помещаются на стол, и правой же рукой берется по 4 стебля из левой руки до тех пор, пока там не останется 4 или меньше стеблей. Данное действие символизирует процесс смены четырех времен, четырех этапов любого действия. Остаток помещается между безымянным и средним пальцами левой руки, что символизирует добавочный, вставной месяц традиционного китайского календаря. Затем аналогично производится отсчет по 4 стебля из правого пучка, и остаток помещается между средним и указательным пальцами левой руки. Все имеющиеся между пальцами стебли суммируются. Должно получиться 9 или 5 стеблей. Так совершается первая перемена.

Затем 5 или 9 стеблей, полученных в результате первой перемены, убирают в сторону, после чего работают с 44 или 40 стеблями, которые опять делят на 2 части. Из левой руки 1 стебель помещается между мизинцем и безымянным пальцем левой руки, после чего из каждого пучка вновь вынимают по 4 стебля, а остатки суммируются, как и во время первой перемены. В итоге остаются 8 или 4 стебля. Так совершается вторая перемена.

Оставшиеся стебли подвергаются аналогичной манипуляции. В конце концов опять должно выйти 8 стеблей или 4 стебля. В результате проведения трех перемен определяют один уровень. Девятка и Восьмерка считаются большими числами, а Пятерка и Четверка – малыми. Если в результате трех перемен было получено два больших числа и одно малое (то есть 9, 4, 8 или 9, 8, 4 или 5, 8, 8), то это будет уровень «малый ян», который записывается /. Если было получено два малых и одно большое число, то это будет уровень «малый инь», который записывается //. Если полученные числа – все малые, то это будет «старый ян», который обозначается кружком «о». А в случае всех больших чисел получаем «старый инь», обозначаемый крестиком «х». Для того чтобы получить шестичленный знак, следует повторить подобную процедуру 6 раз. После этого начинается разбор знака.


Более простой способ – бросить 3 монеты 6 раз. Аверс, лицевая сторона монеты, – это инь. Реверс, обратная сторона монеты, – это ян.


3 аверса – старый, или изменяющийся, инь, записывается как «х».

2 аверса и 1 реверс – молодой ян – /.

2 реверса и 1 аверс – молодой инь – //.

3 реверса – старый или изменяющийся ян, записывается как «о».


Если уровень изменяется, он является подвижным, сильным, и это значит, что весь знак объясняется с точки зрения этого уровня. Кроме того, при разборе ситуации учитывается знак, в который переходит исходный знак, с учетом изменения уровня. Существуют очень разные подходы к толкованию полученных знаков.

Для каждого знака, как и для каждого уровня, существуют изначально связанные с ними слова. Но чтение слов – не единственное возможное взаимодействие с Книгой Перемен. Теперь, когда вы ознакомились с самыми разными подходами к ней, вы понимаете, что в каждом случае работают свои законы толкования. Практикуя это перемещение точек зрения на ситуацию, вы нарабатываете ту самую внутреннюю подвижность, которая дает вам возможность не отождествляться, не привязываться к стандартному объяснению ситуации, возможность увидеть ее оттуда, где линейная логика не работает, а именно там-то все и происходит! Спонтанный бросок монет, сделанный в состоянии повышенной сосредоточенности Духа (или определенной настройки психического поля), дает возможность вопрошающему увидеть рисунок момента, сделанный чем-то, что управляет полетом монетки в воздухе, движением ветра и перепадами давления в отдельно взятой местности и траекторией его собственной судьбы. Эта отстраненность поможет вам увидеть образец построения деятельности, когда Замыслов Воплощается в Ценности сохранением Верности. А качество внимания, которое вы нарабатываете в ходе взаимодействия с Книгой Перемен, через какое-то время перестроит ваше внутреннее пространство, пространство вашего сознания, самым удивительным образом. Работая с Книгой Перемен, понимая шаг за шагом ее устройство, вы постепенно начнете понимать, как устроен мир.

Составление знака в уме, или Книга Перемен как инструмент совершенствования искусства думать

Таким образом, схемы и подходы Книги Перемен применяются для правильной оценки происходящего и принятия верного решения в сложных ситуациях.

Базовой единицей измерения, которая лежит в основе концепции Книги Перемен, является единица ощущения. На языке Книги Перемен эти единицы ощущения определяются как предметы, то есть изначально предполагается, что мы работаем с реальностью, данной нам в ощущениях.

Шесть уровней знака, выражающих значение происходящего, соотносятся с шестью уровнями чувственного восприятия, которые идут в последовательности снизу вверх или от внешних способов восприятия к внутренним.

Первый уровень – это зрение, которое характеризует внешний облик.

Второй уровень – осязание, которое характеризует внешнее ощущение предмета рассмотрения.

Третий уровень – это вкус, позволяющий ощутить вкусовые признаки.

Четвертый уровень – это качество дыхания, позволяющее определить характеристики равновесия и длительности вкупе со скоростью и ритмикой.

Пятый уровень – это обоняние, которое позволяет почуять запах и определить его характеристики.

Шестой уровень – слух, который характеризует тональность и ритмичность звучания ситуации.

Эта техника прогноза позволяет составить знак не с помощью монеток или палочек, а с помощью своего ума и непосредственных ощущений происходящего. Для того чтобы сделать это, необходимо представить ситуацию, которая имеет значение в текущее время, что выражается в тревоге или беспокойстве. Далее следует представить цель, которую нужно достичь внутри этой ситуации, и то препятствие, которое стоит между гадающим и целью.

Основное внимание при определении знака уделяется образу препятствия. На основании вышеприведенной классификации описываются качества препятствия в ситуации по шести уровням восприятия. Эти шесть уровней и составляют знак Перемен.



Необходимо оценить признаки препятствия в ситуации по простым вопросам. Каждый из шести способов восприятия оценивается три раза, каждый раз из пары качеств нужно выбрать только одно. Начинать следует с нижнего, первого уровня и последовательно оценивать все шесть характеристик препятствия.

Если выбирается качество способа восприятия из первой колонки, то в сумму уровня записывается число 3, а если из второй, то 2. Таким образом, мы получаем из двоек и троек шесть сумм чисел – одно число на каждый уровень. Это числа 7 и 9, 6 и 8.

7 и 9 определяют напряженные аспекты в ситуации – это янские черты знака, 7 представляет неизменную черту на уровне, а 9 – изменяющуюся черту, переходный уровень.

6 и 8 представляют слабые аспекты ситуации – это иньские черты, 8 представляет неизменную черту, а 6 – переходный уровень.


Таким образом, получается знак, состоящий либо из неизменных черт, либо включающий в себя изменяющиеся черты, то есть переходные уровни. При разборе знака, если нет переходных уровней, наиболее значимы так называемые Привязанные слова к знаку. Если в полученном знаке есть переходные уровни, то слова и толкования этого уровня являются наиболее значимыми для данного случая.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге