Джек Вэнс. Повести и рассказы. - Джеффри Лорд. Бронзовый топор. (Сборник) - Вэнс Джек

Шрифт
Фон

Джек Вэнс. Повести и рассказы

Джеффри Лорд. Бронзовый топор.


СП «КОНТАКТ»

МОСКВА

1992


СОДЕРЖАНИЕ


ДЖЕК ВЭНС. Повести и рассказы …3

Предисловие …5

Часть I НИЧЬЯ ПЛАНЕТА 13

Сын Древа. Повесть…15

Воины Кокода. Повесть…103

Ничья планета. Рассказ…140

Дар болтунов. Повесть…169

Часть II ПОСЛЕДНИЙ ЗАМОК…227

Силь. Глава из романа…229

Колдун Мазириан. Рассказ…255

Возвращение людей. Рассказ…269

Последний замок. Повесть…279

Шум. Рассказ…341

Когда восходят пять лун. Рассказ…354

Телек. Рассказ…369

Повелители драконов. Повесть…436

ДЖЕФФРИ ЛОРД. БРОНЗОВЫЙ ТОПОР 525


Редактор И. Петрушкин

Вступительная статья В. Кан


Сдано в набор 31.07.92 г. Подписано в печать 26.10.92 г. Формат 84x108/32. Гарнитура «Таймс». Бумага офсетная № 1. Усл. печ. л. 35,28. Уч.-изд. л. 36,64. Тираж 100000 экз. Заказ № 815.

Цена С (№ 11)

СП «Контакт», 113054, Москва, ул. Пятницкая, 73.

Отпечатано в МПО «Первая Образцовая типография», 113054, ул. Валовая, 28.


ISBN 5-86502-024-2

© Составители И. Кремнев, М. Стерлигов, 1992

© СП «Контакт», 1992





Удивительные миры Джека Вэнса


Джон Хольбрук Вэнс, подписывающий свои произведения как Джек Вэнс — американский фантаст, пользующийся большой популярностью на Западе, но почти неизвестный у нас. В семидесятые годы среди «фэнов» (любителей фантастики) даже существовал «культ» Вэнса, частично объясняющийся некоторой его «отстраненностью» — он мало общается с коллегами, редко присутствует на конференциях, как любителей, так и профессионалов, и, вообще, не любит сообщать о себе. Даже А. Азимов, лично знакомый чуть ли не со всеми американскими фантастами, написал в кратком введении к одному из рассказов Вэнса, что никогда его не видел. Поэтому о Вэнсе как человеке известно очень мало.

Он родился в Сан-Франциско в 1916 году. Окончил Калифорнийский университет, получил специальность горного инженера и, дополнительно, диплом журналиста, затем там же изучал физику. Переменил несколько профессий, одно время даже играл в джаз-оркестре. Во время войны Вэнс служил матросом торгового флота (тогда он и написал свой первый рассказ), а после войны полностью переключился на писательскую деятельность. Живет он с женой и сыном в Окленде, и много путешествует.

Первый научно-фантастический рассказ Вэнса — «Мировой мыслитель», был опубликован в журнале «Потрясающие удивительные истории» в «летнем» номере 1945 года. Таким образом, Вэнс начал свою литературную карьеру сравнительно поздно — почти в тридцать лет. После этого он работал очень интенсивно — выпустил свыше тридцати пяти романов и ста рассказов одной только фантастики; вместе со сборниками — около пятидесяти книг; написал более десяти детективов, и в этом жанре также достиг известности. В 1960 году Вэнс получил престижную премию «Эдгар» (названную в честь Эдгара По), присуждаемую союзом детективных писателей Америки — за роман «Человек в клетке». Писал он и в других жанрах — в частности, телесценарии.

Говоря о фантастике Вэнса, следует отметить своеобразие его творческой манеры — точность, красочность, частое соединение элементов сказочной и научной фантастики. Некоторыми особенностями стиля, особенно в начале, Вэнс напоминал Генри Каттнера. В пятидесятых годах даже было распространено мнение (в немалой степени этому способствовало затворничество автора), что Вэнс — это просто очередной псевдоним Каттнера, число псевдонимов которого исчислялось десятками. Этот слух оказался настолько устойчив, что даже через двадцать лет английский исследователь фантастики И. Ф. Кларк принял его за чистую монету и поместил в популярную аннотированную библиографию «Рассказ о будущем» (1961). И, что интересно, сам Вэнс псевдонимами при написании фантастики почти не пользовался. Только один рассказ «Решающий поиск» он подписал псевдонимом Джон Хольбрук, использовав два своих имени. Напротив, для детективов Вэнс широко пользовался псевдонимами — Питер Хельд, Алан Уэйд, и даже известным коллективным псевдонимом Эллери Квин.

Вэнс, как и большинство фантастов, начал с рассказов, которые в основном публиковались в журнале «Потрясающие удивительные истории» и его «компаньоне» под крышей того же издательства — «Поразительные истории». Однако уже в начале Вэнс публиковал не только отдельные рассказы, но и сериалы, связанные одним героем. Например, большая серия о приключениях Магнуса Ридольфа, грубоватого межзвездного «полицейского» (точнее — специалиста по улаживанию конфликтов). Сначала серия состояла из восьми рассказов, потом к ним добавились другие, в частности, «Воины Кокода», впервые опубликованные в «Потрясающих удивительных историях» в октябре 1952 года. Впоследствии часть рассказов о Магнусе Ридольфе была собрана в книге «Многие миры Магнуса Ридольфа».

Первая книга Вэнса — «Умирающая Земля» вышла в 1950 году. Это тоже еще не «цельная» вещь, а, скорее, сборник из шести слабо связанных рассказов с общими героями. Действие происходит в отдаленном будущем, когда солнце светит слабее и, видимо, угасает. Остатки человечества живут в развалинах городов, а леса и поля населены гномами и другими диковинными существами. Герои сериала — колдуны, волшебники, искатели «тайного» знания. Один из магов — «Колдун Мазириан» — герой второго эпизода книги, в котором герой первого эпизода начинающий волшебник Турджан из Мира использован Мазирианом для своих целей. Цикл имел продолжение в серии рассказов о приключениях Хитреца Кугеля, публиковавшихся в «Журнале фантазии и научной фантастики». Впоследствии они были собраны в книге «Глаза иного мира» (1966). Обе книги причислены к лучшим образцам «научной фантазии» — гибрида сказки и научной фантастики. В дальнейшем Вэнс дополнил серию романом «Сага о Кугеле» (1983).

Первым романом Вэнса в полном смысле этого слова была «Большая планета» (1958) — первоначальный журнальный вариант в «Поразительных историях» в сентябре 1952 года. В романе описаны приключения команды корабля, потерпевшего аварию на «большой планете» (диаметр — 40000 км), населенной потомками первых колонистов, «неудобных» для Земли людей — анархистов, нонконформистов, всевозможных сектантов, диссидентов, вообще всех, уклонявшихся от принятых на Земле норм. Они расселены (благо места хватает) отдельными колониями, и мало общаются друг с другом. Уцелевшим членам команды звездолета нужно преодолеть 60000 километров, чтобы добраться до единственной на планете земной базы. Что им и удается после многочисленных приключений, преодолев множество опасностей, исходящих как от местной флоры и фауны, так и от помешанных на разный лад колонистов.

Расцвет творчества Вэнса приходится на шестидесятые и семидесятые годы. Продолжая писать рассказы, он переходит к повестям («коротким романам», как их часто называют), и, затем, к большим романам. Именно повести принесли ему наибольшее признание в мире научной фантастики. За повесть «Повелители драконов» (1963), он получил премию «Хьюго», а за повесть «Последний замок» (1966) — обе наиболее престижные премии в области научной фантастики — «Хьюго» и «Небьюла», присуждаемые соответственно на конференциях любителей научной фантастики и профессионалов (писателей, издателей, критиков, ученых), работающих в этом жанре.

Но и перейдя на романы, Вэнс сохранил любовь к «сериям», связанным общими героями, местом действия, или, просто, общими идеями. Например, написав повесть «Сын древа» (1964) — журнальный вариант в «Потрясающих удивительных историях» в июне 1951 года) с «ботаническим» сюжетом, Вэнс пишет другую повесть — «Дома Исзма» (1964) — первоначально в «Поразительных историях» весной 1954 года), сюжет которой тоже вращается вокруг деревьев. Оба «ботанических» романа, хотя и связанные только общей областью науки, часто публикуются вместе.

В 1953 году Вэнс публикует роман «Космический пират», переименованный потом в сокращенном варианте в «Пять золотых лент» (1963), где герой добывает пять золотых лент, точнее, ручных браслетов, от пяти потомков изобретателя двигателя для космических перелетов, для чего ему приходится совершить пять убийств. Браслеты содержат ключ к изобретению. После этого Вэнс решил обратить идею к более благородной цели. Он создает серию из пяти романов под общим названием «Принцы-демоны». В этой серии благородный герой Кирт Герсон борется с пятью «князьями тьмы», точнее, пиратами космоса, живущими за счет грабежей и убийств. Герсон мстит за разграбление родной планеты и убийство семьи.

Вэнс опубликовал еще несколько серий романов. Трилогия «Дугдан» рассказывает о попытке захвата планеты паразитами, поселяющимися внутри людей. Не без помощи тайного агента межпланетной безопасности удается справиться с опасностью. В первом романе «Аноним» (1973), первоначальный журнальный вариант под названием «Человек без лица» — в «Журнале фантазии и научной фантастики» в феврале и марте 1971 года, герой с помощью тайного агента спасается от грозящей ему участи стать рабом и выясняет личность вожака паразитов (человека, но «содержащего» паразита). В следующем романе «Свободные храбрые люди» (1973) люди начинают брать верх и в заключительном романе «Асутра» (1974) — одерживают окончательную победу (асутра — это рабы с паразитами внутри), но это не приносит пользы главному герою: помогавший ему агент отказывается взять героя с собой на Землю. Задача не дать поработить людей выполнена, однако неразвитая цивилизация Дурдана не готова присоединиться к межзвездной цивилизации.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке