Вструях речныхвод, в мерцанииночныхсветил, в
сияниисолнечных лучеймелькалипередним образы,носилисьнеугомонные
мысли.Грезы идушевнуютревогунавевали нанего икурение жертвенного
фимиама, и стихи Ригве-ды, и поучения древних брахманов.
ИСиддхартха позналмукинеудовлетворенности. Онпо чувствовал, что
любви родителей,любви Говинды,егодруга, недостаточно, чтобы навсегда и
всецелоосчастливить,успокоить инасытить его. Он догадывался,чтоего
достопочтенный отец и другие его учителя -- мудрые брахманы уже передали ему
большуюилучшуючастьсвоей мудрости,чтоониуже передали всесвое
богатство вегоалчущийсосуд,-- но не наполнился сосуд, не удовлетворена
мысль, не успокоилась душа, не умиротворено сердце. Омовения вещь хорошая,--
но неводоюжесмытьгрех,утолитьжаждудуши, унять тревогусердца?
Превосходны жертвоприношения и вознесениямолитв к богам-- но разве этого
достаточно?Разве жертвоприношения дают счастье? Абоги? Действительноли
творцом мира был Праджапати, а не Атман -- Он, Единственный, Всеединый? Ведь
ибоги существа сотворенные, как я и ты, подчиненные времени, преходящие...
И хорошоливтакомслучае, правильно ли,имеетли смысл приноситьим
жертвы?Комужеиприноситьжертвы,Комупоклоняться,какнеЕму,
Единственному, Атману? И где искать Атмана, Где Он пребывает, где бьется Его
извечное сердце? Где, как не в собственномЯ, вего сокровенной глубине, в
том Не уничтожаемом, что каждый носитв себе? Ногде же,гдеэто Я,это
сокровенное, это начало начал? Оно не вплоти и не в крови, не в мысли и не
всознании,-- учат мудрейшие. Где оно тогда? Существует ли иной путь,чтоб
проникнуть туда, к этому Я, комне, к Атману? И стоитли его искать?увы,
никтонеможет указатьэтотпуть,никтонезнает его,--ни отец,ни
наставникии мудрецы,нисвященные жертвенные песнопения.Все-то они--
брахманы и их священные книги -- знают,всем-то идажеболее чем всем они
интересовались-творениеммира,происхождениемречи,пищи,вдыханияи
выдыхания,соотношениемчувств, деяниямибогов.Бесконечномногознают
они,-- нокакуюценуимеет всеэтознание,если незнаешьЕдиногои
Единственного, важнейшего, единственно важного?
Правда, вомногих стихахсвященных книг, вособенностив упанишадах
Самаведыговорится об этом сокровенном, изначальном... Дивныеэто стихи!
"Твоядуша--это весь мир",-- гласятони.Иеще вних говорится, что
человек в состоянии глубокого сна -- входит в свое сокровенное Я,пребывает
в Атмане. Дивная мудрость звучит в этих стихах; все знание мудрейших собрано
тут и высказано в магических словах,-- чистое, какпчеламисобранныймед.
Нет, нельзяне относиться с глубочайшим уважениемк столь огромным запасам
знания, собранным исохраненным бесчисленными поколениями мудрых брахманов.