Сиддхартха - Герман Гессе страница 3.

Шрифт
Фон

Нет, нельзяне относиться с глубочайшим уважениемк столь огромным запасам

знания, собранным исохраненным бесчисленными поколениями мудрых брахманов.

Но где брахманы и жрецы, где темудрецыиподвижники,которым удалось не

только достигнуть, нои воплотить в жизнь этоглубочайшеезнание? Где тот

чародей,который сумел бы это пребывание в Атмане во время сна перенестив

бодрственноесостояние,вжизнь,вдействие,вслово идело?Многих

почтенных брахманов знал Сиддхартха. Прежде всего --своегоотца, чистого,

ученого, почтеннейшегоизпочтенных. Достоинпреклонениябылегоотец:

кротостью и благородством дышало его обращение,чиста была его жизнь, мудро

было его слово, утонченная и возвышенная мысль отражалась на егочеле. Но и

он,--столь много познавший,-- видалли он блаженство?Жил ли он в мире с

самим собой, не был ли и он лишь ищущим, жаждущим? Разве не приходилось ему,

чтобыутолить свою жажду, снова и снова черпать изсвященных источников,--

изжертвоприношений, изкниг,изсобеседований с брахманами? Зачемему,

безупречному,надо каждый день смывать грех, каждый день совершать очищение

-- каждый день пределывать все сызнова? Разве Атман не живет в нем, разве не

течет в его собственном сердце первоисточник? Его-то -- этот первоисточник -

и надоотыскатьв собственном Я. Им-то инадо овладеть.Все же остальное

лишь искание, лишь хождение окольными путями, блуждание.

Таковы были мысли Сиддхартхи, вот что его мучило, причиняло страдание.

Частоон повторял слова изоднойУпанишады Чхандогья: "Воистинуимя

Брамы-Sаtуаm.-- Воистину тот, кто постиг это, ежедневновступает в небесное

царствие". Подчасоно и ему казалось таким близким, этонебесное царствие,

но ни разу не удалось ему достигнуть его окончательно, утолить жажду вполне.

И среди всех мудрых и мудрейших, которых онзнал, поучениям которых внимал,

не было ни одного, кто достиг бы вполне этого небесногоцарства, ни одного,

кто утолил бы всецело эту вечную жажду.

-- Говинда,-- сказал однажды Сиддхартха своему другу,-- Говинда, милый,

пойдем под банановое дерево -- будем упражняться в самопогружении.

И они пошли кбанановому дереву и селипод ним -- тут Сиддхартха, а в

двадцати шагахот негоГовинда. ИСиддхартха, садясь, готовыйпроизнести

слово Ом,-- шепотом повторил стих:

Ом -- есть лук, душа-стрела.

А Брахма -- цель для стрел,

В ту цель попасть старайся ты.

Когдапрошло время,посвященноесамопогружению,Говиндаподнялся с

места.Уженаступил вечер, порабыло приступить квечернему омовению. Он

окликнулСиддхартху,нототнеотозвался.Сиддхартхасидел,всецело

погруженный в самого себя-- глазаегонеподвижно гляделив даль, кончик

языка слегка высунулся между зубов,-- казалось, он даже перестал дышать. Так

он сидел,погруженныйв созерцание, мысля Ом -- идуша егобыла стрелой,

устремленной к Браме.

Однаждычерез город, в котором жил Сиддхартха,прошли саманы--три

странникааскета,высохшие,угасшиелюди,нестарыеи немолодые,с

покрытыми пылью и кровью плечами, почти нагие, опаленные солнцем, окруженные

одиночеством,чуждыеи враждебныемиру,пришельцыи исхудалые шакалыв

царстве людей.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке