Апология Сократа - Платон страница 3.

Шрифт
Фон

Скажи нам, что это такое, чтобы

нам зря не выдумывать". Вот это, мне кажется, правильно, и я сам постараюсь вам

показать, что именно дало мне известность и навлекло на меня клевету. Слушайте

же. И хотя бы кому-нибудь из вас показалось, что я шучу, будьте уверены, что я

говорю сущую правду. Эту известность, о мужи афиняне, получил я не иным путем,

как благодаря некоторой мудрости. Какая же это такая мудрость? Да уж, должно

быть, человеческая мудрость. Этой мудростью я, пожалуй, в самом деле мудр; а те,

о которых я сейчас говорил, мудры или сверхчеловеческой мудростью, или уж не

знаю, как и сказать; что же меня касается, то я, конечно, этой мудрости не

понимаю, а кто утверждает обратное, тот лжет и говорит это для того, чтобы

оклеветать меня. И вы не шумите, О мужи афиняне, даже если вам покажется, что я

говорю несколько высокомерно; не свои слова буду я говорить, а сошлюсь на слова,

для вас достоверные. Свидетелем моей мудрости, если только это мудрость, и того,

в чем она состоит, я приведу вам бога, который в Дельфах. Ведь вы знаете

Херефонта. Человек этот смолоду был и моим, и вашим приверженцем, разделял с

вами изгнание и возвратился вместе с вами. И вы, конечно, знаете, каков был

Херефонт, до чего он был неудержим во всем, что бы ни затевал. Ну вот же,

приехав однажды в Дельфы, дерзнул он обратиться к оракулу с таким вопросом. Я

вам сказал не шумите, о мужи! Вот он и спросил, есть ли кто-нибудь на свете

мудрее меня, и Пифия ему ответила, что никого нет мудрее. И хотя сам он умер, но

вот брат его засвидетельствует вам об этом.

Посмотрите теперь, зачем я это говорю; ведь мое намерение - объяснить вам,

откуда пошла клевета на меня. Услыхав это, стал я размышлять сам с собою таким

образом: что бы такое бог хотел сказать и что это он подразумевает? Потому что

сам я, конечно, нимало не сознаю себя мудрым; что же это он хочет сказать,

говоря, что я мудрее всех? Ведь не может же он лгать: не полагается ему это.

Долго я недоумевал, что такое он хочет сказать; потом, собравшись с силами,

прибегнул к такому решению вопроса: пошел я к одному из тех людей, которые

слывут мудрыми, думая, что тут-то я скорее всего опровергну прорицание, объявив

оракулу, что вот этот, мол, мудрее меня, а ты меня назвал самым мудрым. Ну и

когда я присмотрелся к этому человеку - называть его по имени нет никакой

надобности, скажу только, что человек, глядя на которого я увидал то, что я

увидал, был одним из государственных людей, о мужи афиняне, - так вот, когда я к

нему присмотрелся (да побеседовал с ним), то мне показалось, что этот муж только

кажется мудрым и многим другим, и особенно самому себе, а чтобы в самом деле он

был мудрым, этого нет; и я старался доказать ему, что он только считает себя

мудрым, а на самом деле не мудр. От этого и сам он, и многие из присутствовавших

возненавидели меня. Уходя оттуда, я рассуждал сам с собою, что этого-то человека

я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но

он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что

знаю. На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная

чего-то, и не воображаю, что знаю эту вещь. Оттуда я пошел к другому, из тех,

которые кажутся мудрее, чем тот, и увидал то же самое; и с тех пор возненавидели

меня и сам он, и многие другие.

Ну и после этого стал я уже ходить по порядку. Замечал я, что делаюсь

ненавистным, огорчался этим и боялся этого, но в то же время мне казалось, что

слова бога необходимо ставить выше всего. Итак, чтобы понять, что означает

изречение бога, мне казалось необходимым пойти ко всем, которые слывут знающими

что- либо.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Популярные книги автора

Федон
4.6К 40
Тимей
1.6К 33