В творчестве Сельмы Лагерлеф (1858-1940) видно сложное переплетение неоромантических и реалистических тенденций (роман «Чудеса антихриста», повесть «Возница»). В лучших произведениях писательницы всегда побеждает вера в силы народа и большой любви к правде («Сага о Йесте Берлинге»). Подобно Г. Х. Андерсену, который в свое время написал автобиографический роман «Сказка моей жизни», она тоже создала сказку из своей биографии, насыщенную легендами и преданиями. Сказочный сюжет, обогащен лирическими отступлениями и в ее известном произведении «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции».
Отрывок из произведения Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»:
Глава I. Лесной гном
1
В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени Нильс. С видумальчик как мальчик.
А сладу с ним не было ни какого.
На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост, будто хвостэто веревка от дверного колокольчика.
Так прожил он до двенадцати лет. И тут случилось с ним необыкновенное происшествие.
Вот как было дело.
Однажды в воскресенье отец с матерью собрались на ярмарку в соседнее село. Нильс не мог дождаться, когда они уйдут»
Сивертс Пер Сигфрид (1882-1970)шведский писатель, который отошел в своих произведениях от лирической абстракции поэтической фантазии и реалистически изображал жизнь в новых условиях. Он окончил Упсальский университет. Его самое известное произведениероман «Селямбы» острая сатира на корыстолюбие чиновников. Другие его произведения: «Универсальный магазин», «Иона и дракон», «Шесть бесплатных билетов» (1943) это отклик на злободневные политические и моральные проблемы.
Отрывок из произведения С. Сивертса «Пираты с острова Меларен»:
«Георг уже понял, что все пропало. Фабиан Шольке был совсем
не в чести
С Фабианом Шольке? взмахнула тряпкой фру Леонтина. С этим бездельником! Водиться с этим олухом! Сыном таких родителей! Ведь они не стесняются пить горькую даже со своими собственными слугами! Неразборчивы же вы в друзьях!
Георг медленно поплелся к двери.
Бургомистр с трудом оторвал взгляд от бумаг и ударил молотком по столу.
Кх кх Мне здесь предстоит чинить правосудие. Уведите отсюда молокососов. Да заставьте их пилить дрова, я именно этим занимался в их годы»
Седерберг Яльмар (1869-1941)шведский писатель с яркой реалистической направленностью в своем творчестве. Его первые произведениясборник «Маленькие рассказы», «Заблуждение» раскрывали социальную тему с ее этико-психологическими проблемами. В автобиографическом романе «Юность Мартина» критики отметили большое сходство с «бальзаковскими утраченными иллюзиями». В ранний период писатель создавал произведения о чистых слабых людях, которые были лишними в жестоком мире. Его роман «Доктор Глас» был написан под воздействием «Преступления и наказания» Достоевского. Автор показал историю несчастной любви Хельги и преступление Гласа. Сквозь канву психологического повествования Седерберг изображает падение морально-религиозных устоев.
Отрывок из романа Я. Седерберга «Доктор Глас»:
«Наконец он ушел, и я двинулся дальше. Я вступил в Старый город, поднялся на Соборную горку и побрел по улочкам. Душный сумрак в узких щелях между домами, причудливые тени на стенах, Тени, которых не увидишь в наших нижних кварталах.
Фру Грегориус. Странный визит нанесла она мне этими днями. Она пришла ко мне на прием; я очень хорошо заметил, в котором часу она пришла, точно к началу, но она сидела и ждала до самого конца, пропустив вперед себя всех, кто пришел позже. И только тогда вошла. Она краснела и запиналась. Наконец пробормотала что-то насчет того, что у нее-де болит горло. Теперь, впрочем, уже полегчало. «Лучше я зайду завтра, сказала она. Нынче мне некогда»»
Август Стрин Стриндберг (1849-1912) шведский писатель, который наиболее полно раскрыл внутренний мир своих героев. Свои искания и сомнения писатель фиксировал в дневниках, напечатанных под названиями«Ад» и «Легенды», где часто встречаются имена Толстого и Достоевского, творчество которых он высоко ценил. Стриндберг был не только писателем, но и литературным теоретиком и философом. В одной из своих работ («Хаконярл, или Идеализм и реализм»), он выдвинул положение о необходимости для искусства быть ближе к действительности. Как драматург, он в своих постановках затрагивал острые социальные и этические проблемы (драма «Вольнодумец», трагедия «Отверженный»). Писатель в своих литературных произведениях («Рассказы о браке») обличает основы буржуазной семьи. Критики отмечали, что он испытывал влияние натуралистической и импрессионистической эстетики (статья «Натуралистическая драма», драма «Фрекен Юлия»). Идеи Л. Толстого были отчетливо заметны в романе «Островитяне». В романе «Исповедь безумца» Стриндберг испытывает влияние Ф. Ницше. Критики отмечали, что в позднем периоде его творчества декадентство играло значительную роль (мистицизм). В это время в его творчестве развивалось три жанрово-стилевых формы: философская драматургия, исторические драмы и социальная проза.
Отрывок из пьесы А. Стриндберга «Соната призраков»:
«В кресле-каталке возле афишной тумбы сидит старик и читает газету; он седой, бородатый, в очках. Из-за угла появляется Молочница, в проволочной корзине у нее бутылки; она без пальто, в коричневых туфлях, черных чулках, белом беретике; снимает беретик и вешает на фонтан; утирает потсо лба, черпает ковшом воду, пьет несколько глотков, моет руки, поправляет прическу, глядясь в воду фонтана. Слышно, как где-то на пароходе бьют склянки да органные басы в ближней церкви то и дело нарушают тишину. После минутной паузы, когда девушка уже привела себя в порядок, слева входит Студент, не выспавшийся, небритый. Направляется прямо к фонтану»
Я специально затронул творчество писателей начала 20 века, чтобы читатели могли явственно пониматьпочему литература последующего времени имеет другие критерии для ее понимания. Временной мир никогда не стоит на месте, жизнь диктует в каждый период свои законы.
В 50-60 года 20 века появилось новое поколение писателей; их мировоззрение формировалось под влиянием политического действия новых руководителей страны («холодная война»). Но это была одна сторона, другая, более прогрессивная часть, пыталась пойти по новому руслуписать книги, в которых герои были разочарованы западной демократией. Под влиянием модернистской эстетики они обратились к исследованию психологических проблем личности. Большое влияние на этих писателей, конечно, оказало творчество Стриндберга.
Дагерман Стиг Хальвард (1923-1954)шведский писатель, в работах которого была отражена атмосфера всеобщего страха и отчаяния (роман «Змея», 1945). Взаимную отчужденность людей писатель показал в романе «Остров обреченных» (1946) и драме «Осужденный на смерть» (1948). Психологическое мастерство критики отмечают в произведениях: в сборнике рассказов «Ночные игры», в романе «Свадебные хлопоты».
Страх, витавший над людьми в это время, сумел передать в своих стихах Э. Линдегрен (сборник «Человек без дороги»,1942).
Линдегрен Эрик Юхан (1910-1968)известный шведский поэт. В своих стихах 30-40-ых годов он отразил смятение человека в хаосе военного времени. Стихи 50-х годов (сб. «Сюиты» и «Зимняя жертва») немного отличаются от прежних некоторым светлым настроением.
Ноты социального протеста характерны для стихов поэта К. Венберга.
Венберг Карл Гуннар (1910-)шведский публицист и поэт. Получил образование в Стокгольмском университете. Первые произведения были созданы под влиянием Т.С. Элиота (сб. «Соломенный факел»,1944, «Рыбалка», 1949). В них отразился скептицизм и пессимизм писателя к идеологии окружающего мира. Критики отмечали, что его поэзии характерен трезвый интеллектуализм. Лирика более позднего времени развивает прежние мотивы и выражает стремление поэта быть ближе к реальной жизни (сб. «Перекресток»,1952, «Поле зрения», 1954).
Проблема одиночества человека, а также его ответственность перед обществом рассматривается в произведениях Л. Алинароманов «Если», «Ночь под ярмарочным тентом» (1957). Похожую тему можно встретить и у С. Арнерароманов «Эгиль», «Как ласточки» (1956), в основу сюжетов которых положены семейные отношения. Писатель Лагерквист в цикле романов на библейские сюжеты показал нравственные искания человека в современном обществе («Варавва»,1950, «Сивилла». 1956, «Смерть Агасфера»,1960). Исторические темы раскрыты в романах Йонсона, где он сделал попытку сопоставить современность с прошлыми эпохами («Тучи над Метапонтом»,1957, «Эпоха его милости», 1960). Жизнь «благополучного шведского общества» показана в произведениях Б. Рунеборга (роман «Ослепленные»,1964).