АРИСТАРХ РОМАШИНПРОКЛЯТАЯ КАРТИНА
I
Я неоднократно слышал о том, что по-настоящему творческие люди во многом отличаются от обычных людей. Но никогда не думал, что с одним из них мне повезёт не только познакомиться, но и подружиться. Так как друзей у меня толком не было, сплошь одни знакомые, дружба с необычным творческим человеком в итоге сделала меня любознательным.
Сам я никогда не ощущал в себе творческую жилку. И до встречи с ним не сильно любил читать, а тем более писать. Музыку слушал редко. Моя вотчинаспорт. Мой домкачалка. Я сын своего отца. Он у меня был трёхкратным чемпионом по жиму штанги лёжа. Правда, в этом я отстаю от своего покойного отца. Но ничего, мне двадцать пять лет, ещё успею. Да я и не сильно стремлюсь стать чемпионом. Хотя придавать своему телу фигуру как у Шварценеггера мне очень нравится. От матери мне достались голубые глаза и белоснежная улыбка.
В последнее время я более-менее заинтересовался живописью, но это не без помощи моего необычного друга Володара. Это же как нужно было не любить своего ребёнка, чтобы дать ему такое древнее имя?! Но я быстро привык к нему. И даже пришёл к выводу, что, учитывая привлекающую странность характера, другого имени у моего друга быть и не могло.
Познакомились мы с ним случайно. Как-то тёплым весенним вечером я возвращался из спортзала и у подъезда пятиэтажного кирпичного дома, в котором я живу, заметил худощавого мужчину лет сорока с отросшей бородой, густота которой скрывала его тонкие губы. Длинные чёрные волосы незнакомца были собраны на затылке. Старомодные синие брюки и белая рубашка делали его похожим на человека девяностых. В руках он держал два полных пакета. Заметив, что я подхожу к двери, он поднял на меня свои пронзительные карие глаза, которые заочно благодарили меня за то, что я придержу для него дверь.
Пожалуйста,сказал я, после того как набрал код домофона и пошире открыл входную дверь, пропуская незнакомца вперёд.
Он бросил (словно подачку) «спасибо» и, не оборачиваясь, стал подниматься по лестнице.
Получается, мы с вами соседи?спросил я, следуя за ним и обращаясь к его спине.
Получается,буркнула спина.
Странно, как это я вас раньше не видел.
Мужчина промолчал. И я решил не приставать к нелюдимому соседу.
На третьем этаже он остановился у правой двери и, придерживая правой рукой пакет, полез в карман за ключами. Ручка пакета, тявкнув, растянулась и оборвалась. Я стоял в это время за спиной незнакомца. И так как у меня хорошая реакция, я резко присел с вытянутыми руками и поймал пакет на лету.
Послышался характерный звук, который бывает, когда бутылки ударяются друг об друга. Я сначала подумал, что там алкоголь, но, опустив пакет на пол, успел заметить, что внутри были маленькие бутылочки с разноцветной жидкостью, какие, как я помнил по некоторым фильмам, обычно бывают у художников.
Спасибо, юноша!улыбнулся он мне. Глаза его потеплели.
Не за что, давайте помогу занести. У меня квартира на пятом этаже. Можете не бояться меня.
А я и не боюсь,ответил он и открыл дверь.
Оказалось, мой сосед, а в будущем новый друг, и вправду художник. Единственное, что было в изобилии в его трёхкомнатной квартире, это находящиеся повсюду в разрозненном виде художественные принадлежности: мольберты, плакаты, краски, кисточки, подставки для картин. Вперемежку шли готовые картины, наброски, эскизы, холсты. В воздухе плавал запах акварельных красок. В гостиной, куда он попросил меня занести пакеты, как и в прихожей, на полу в ряд стояли картины, там же валялся толстый матрас с подушкой и одеялом. Пододеяльник и наволочка с цветочными узорами выглядели чистыми. Около матраса на расстоянии вытянутой руки стоял белый стационарный телефонный аппарат с дисковым номеронабирателем.
«Ничего себе,подумал я,сколько же лет этому дядьке?»
Но вслух я осмелился спросить другое:
Как же вы обходитесь без мебели?
Зачем мне навязанная роскошь,бросил он и направился к входной двери, давая тем самым понять, что мне пора уходить.
Это ваши картины?задал я глупый вопрос.
Да.
Можно мне их посмотреть?
Когда-нибудь.
Спасибо. Я Дмитрий,протянул я руку соседу.
Володар,он с большой неохотой пожал мою руку в ответ.
Если честно, я не особо верил, что Володар пригласит меня на экскурсию по своему наследию. Но приятно удивился, когда он, узнав меня на улице, позвал к себе. В руках у него снова были пакеты.
Показывая результаты своего труда, он рассказал мне, что настоящие картины пишутся не так, как многие это себе представляют. Настоящие картины, как и настоящая музыка или книги, помимо очевидноготого, что видит сознание, несут в себе ещё и неочевидноето, что может узреть только подсознание. Каждая настоящая картинаэто целая история со своей символикой.
Что вы, Дмитрий, видите, глядя на эту картину?
Володар поднял одно из своих творений, лежащих на полу в прихожей. На картине были изображены небо, птицы, ветер.
Природа,с опаской предположил я, боясь показаться глупым.
И всё?
Я присмотрелся и ответил:
И всё.
У вас есть персидский ковёр?спросил он, вернув картину на место.
Да.
Я достал смартфон и показал фотографию, где я красовался на фоне персидского ковра, висящего у меня в гостиной.
Моя покойная мама любила этот ковёр. Он достался нам от прабабушки.
Вы задавались вопросом, что за узоры на нём?пропуская мимо ушей мою реплику, продолжил он.
Честно? Никогда.
А зря, юноша. Узоры персидских ковров не случайный набор символов. За ними кроется многовековая мудрость.
Да ну?
Медальон в центре ковра,говорил он, правым указательным пальцем нажимая на дисплей смартфона,символизирует божественное око. Ожерелье вокруг него по квадрату ковраэто защита небесного начала.
Хм Вы хотите сказать, что все ковры скрывают какую-то информацию?
Все персидские уж точно.
Он снова поднял ту же картину:
Природа, оно понятно. Только небо на этой картине означает небесные врата. Птицыэто счастье, а ветерсила духа. Другими словами, достичь небесных врат и стать счастливым можно, если развить силу духа. Настоящие картиныэто не слепое подражание природе, это необычное соединение различных символов.
Все последующие встречи у нас были в основном просветительского характера, и в ходе этих дискуссий я узнавал каждый раз что-то новое и интересное. Я оставил художнику свой номер телефона, но он никогда мне не звонил. Домой приглашал, только если мы случайно встречались на улице.
Поэтому я сильно удивился, когда, отвечая на звонок, услышал встревоженный голос Володара.
Дмитрий, вы дома?без приветствия начал он разговор.
Да,ответил я, а про себя подумал, что звонок очень странный и неожиданный.
С трудом нашёл бумажку с вашим телефоном. Думал, потерял. Вы можете ко мне зайти?
Я оторвал смартфон от уха и взглянул на часы: 01:30.
Сейчас?
Да.
Ну хорошо.
Я отключил входящий звонок. Захлопнул ноутбук. Нехотя поднялся с дивана и прошёл в спальню, переодевшись там, я вышел из квартиры.
Не успел я подойти к двери соседа, как она открылась. Доселе спокойные глаза художника сейчас выглядели обеспокоенными, и мне показалось, что в них закрался страх.
Проходите,бросил он, как обычно, и направился в гостиную.
Я вошёл в музей картин моего друга и, закрыв дверь на засов, последовал за ним:
Что стряслось-то?
Он указательным пальцем правой руки показал на картину на специальной подставке.
Взгляните.
Я послушался. На картине было изображено синее небо и лес. Деревья окружали небольшую поляну, заключив её в круг, где посередине стоял художник, перед ним находился мольберт. В руках человек держал кисточку. Вид спереди. В сосредоточенном лице художника можно было узнать моего друга.
И?не понял я.Мне нужно разгадать символику картины?
Нет. Присмотритесь. Вы ничего больше не видите?
Не хотелось выглядеть глупым, но спрашивать, чего он от меня хочет, я не решался. Вместо этого я уставился на картину, пытаясь разглядеть каждую деталь. И когда я вздумал отвернуться и сказать, что ничего нового не увидел, мой взгляд уловил кое-что странное.