Поиск счастья: тупик и выход - Дмитрий Николаевич Таганов страница 3.

Шрифт
Фон

Психический «суп» бурлит и варится, но все, что мелькает в нем бодрствующий разум способен различить и оценить каждую крупицу, горькую или сладкую, хотя они таковы только в эту минуту и в этом «рецепте» варева, которые готовит для человека его непостижимая «душа» или Самость или глубинное подсознание, как их ни называть. Через час или через день все те же ингредиенты в другом психическом «вареве» могут показаться иными, даже безразличными. Тем не менее, все, что бурлит в таком котелке сотворено, совершено, пережито самим этим человеком, там нет ничего чужого, все это человек перечувствовал, прожил, и сам же он почти за все это в ответе.

Здесь приходит на ум индийское учение о Карме неотвратимой расплате или награде человеку за его прошлые деяния. Китайский мыслитель и писатель Хань Юй (VIII в.): «Счастье, как и беда, зависит от того, что копим мы, добро иль зло. И каждый получит по заслугам».

Но есть и европейское подобное мнение. Французский философ М. Гюйо: «Счастье, несчастье это именно минувшее, т.е. то, чего более не может быть».

Однако удовлетворение своим прошлым не всегда является необходимым условием счастья. Люди могут быть счастливы, не будучи довольны своим прошлым, и так бывает очень часто. Это происходит, когда они умеют превзойти свои ошибки, искупить даже тяжкие преступления искренним раскаянием, а если повезет быть или стать верующим религиозным исповеданием.

Тягость от совершенного человеком в прошлом неблаговидного поступка или тяжкого преступления бывает невыносимой, груз на совести неподъемным. Тогда, бывает, человек сам выносит себе приговор и добровольно оканчивает свою жизнь. Везением можно считать, если он, как верующий, сумеет искреннее исповедоваться, и этим снять с себя этот груз. Но есть раны, которые остаются навсегда, не заживают, и кровоточат с каждым воспоминанием.

Счастье человека зависит не только от его действительного прошлого, но и от вымышленного, которого на самом деле никогда не было. Очень многие, особенно в преклонных годах, идеализируют доброе старое время, особенно свои детские и молодые годы. Однако детство и молодость это объективно очень трудное время, годы борьбы за свою жизнь с болезнями, с опасностями незнакомого мира, и они отнюдь не были тогда на самом деле безоблачно радостными и легкими. Однако то, что люди болезненно переживали или оплакивали в своем детстве, в зрелые или более поздние годы их радует и умиляет. Ведь исход минувших горестей теперь известен, он позитивен, несчастья окупились полной победой в противостояниях с болезнями, детскими врагами и опасными случайностями.

Вообще, рассмотрев ближе крупицы или островки радости в воспоминаниях каждого психического состояния, нетрудно отметить, что это, во-первых, личные победы над собой, в труде, в борьбе, в любви и т.д. И второе но, возможно, на самом деле это первое и главное,  добрые, бескорыстные поступки или личные свершения с хорошими и полезными для всех результатами.

3. Источники счастья

Начиная с древности философы, а позже и психологи ищут необходимые составляющие человеческого счастья так называемые факторы счастья. Но становится понятным, что нужное условие для счастья одному человеку, например, покой, у другого вызывает только скуку и отвращение, и так у всех, и повсеместно. Люди представляют собой такое разнообразие характеров, убеждений, жизненного опыта, возраста, и т.д., что, как выясняется, каждому необходим индивидуальный и исключительный набор факторов или условий для счастья. Приведем типичные противоречивые мнения об этом знаменитых мыслителей и писателей.

Бытующая «истина» «Счастье в здоровой молодости» опровергается Цицероном и Артуром Шопенгауэром: «Старость счастливее».

Философы-стоики, а также восточные мудрецы предостерегали от сильных страстей и эмоций. Но французский мыслитель Ж. Б. Дюбо был не согласен: «Без страстей воцарится скука, а она самый сильный враг счастья».

«Счастье в свободном развитии личности»  говорят либералы. «Наоборот, счастье в смирении и послушании»  убеждает на протяжении веков религия.

Счастье в борьбе, говорят сангвиники; оно в покое, возражают флегматики.

Для счастья нужно иметь как можно больше благ. Наоборот, для счастья нужно ограничивать себя во многом,  считал Виктор Гюго. Артур Шопенгауэр писал, что каждое добровольное ограничение делает человека счастливее.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке