Возможно возражение, что данный кризис давно преодолен с внедрением новых политических форм, развитием правового государства и т. п. Однако следует вслушаться в аргументацию Новгородцева. Проблема кризиса культуры не связывается П. И. Новгородцевым с устаревшими политическими формами, это более глубокий кризис. Речь идет об объективных условиях культурного порядка. При этом высшая цель культуры состоит, по русскому воззрению, не в строительстве внешних форм жизни, но в их духовной, внутренней сущности. Духовность как внутренняя сущность русской культуры обеспечивает целостность данного культурного феномена. Поэтому требуется дополнительный анализ проблемы целостности культуры.
Философский взгляд на культуру не может не скрещиваться с изучением ее конкретных форм соответствующими конкретными науками. Право и правовая культура имманентно присущи российской культуре. Это ни в коей мере не означает отрицания необходимости усвоения тех позитивных элементов правовой культуры, которые возникли в мировой культуре, представителями как Запада, так и Востока, при условии их совместимости с традиционной культурой. Усвоить то, что создано представителями остальной части человечества, возможно лишь через более последовательное развитие того, что уже присутствует в своей собственной культуре. Важнейшим методологическим принципом исследования является целостный, системный подход.
В связи с этим встает вопрос о совместимости отдельных элементов разных культур, прежде всего в их знаковом, деятельностном и ценностном аспектах. Кризис культуры в настоящее время прежде всего кризис адекватного понимания и толкования других культур, герменевтики культуры.
Применительно к нашему вопросу исследованию правовой культуры России в качестве основной, общей категории выступает понятие русской культуры, раскрываемое через специфику знаковой системы языка, форм деятельности и системы ценностей с приоритетом духовности.
Следующим шагом является исследование собственно правовой культуры в первом приближении истории правовой мысли России. Анализ развития философско-правовой мысли в России второй половины XIX начала XX вв. в трудах таких ее виднейших представителей, как Б. Н. Чичерин, И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, показывает определенность тенденции к обогащению методологического арсенала не только системным (культурологическим) подходом, но и развитием как интуитивистского, так и антропологического методов. Характерно, что эти подходы разрабатывались в работах как классиков русской зарубежной философии Н. О. Лосского, С. Л. Франка, так и религиозных мыслителей (см. напр. работы С. А. Левицкого, А. К. Горского и Н. А. Сетницкого).
Русская философско-правовая мысль предвосхитила кризис права конца XX века потому, что Россия первой вступила в полосу этого кризиса, однако именно работы русских философов дают надежду на определение адекватного пути выхода из этого кризиса не только Российской, но и других цивилизаций.
Происходящий в России процесс становления гражданского общества и правового государства вызвал стремление заново осмыслить такие категории, как право, закон, гражданское общество и найти меру соотношения этих понятий в правосознании человека, иначе говоря субъекта права, включенного в правовую систему общественного бытия. Философская наука о праве, как считал Гегель, имеет своим предметом идею права понятие права и его осуществление.
Правосознание это, во-первых, особая философская категория, объединяющая определенные моменты философии и юридической науки. В этом качестве она призвана изучать законоведческие и мировоззренческие аспекты гражданского общества. При формировании правосознания мы избегаем вопросов «где?», «когда?», нас интересует вопрос «что есть?». В центре внимания правосознания природа мира законов государства и общества. Во-вторых, это сфера деятельности людей, где формируются ценностные, нормативные основы правового бытия, сама идея закона, государства и власти. Правосознание содержит внутренний принцип концентрация на природе законов в сущностных аспектах бытия, а так же внешний аспект конкретное их проявление. При этом необходимо подчеркнуть, что понятия и категории права, власти, государства и им подобные всегда выступают в конкретных формах и проявлениях в зависимости от национально-культурного, общественно-исторического и иных контекстов. Их конкретные типы и содержание зависят от типа мышления, менталитета народа определенного исторического периода. Ценности и идеалы, установленные законом, зависят от общества, которому эти законы служат. Во 2-й половине XVIII н. XIX века были сформулированы важнейшие подходы к идее правового бытия и принципы правового государства, сыгравшие ключевую роль в становлении правовых систем развитых стран мира. Выбор правового начала в трудах Гоббса, Локка, Гегеля объясняется тем, что формирование и утверждение идеи права и правового начала имели ключевое значение для радикальной трансформации самого мира. Право и закон, как его видимое воплощение, и стали той основой, на которой сформировались такие основополагающие признаки правового государства, как суверенитет, всеобщность, демократичность, целесообразность.