Разве по этому поводу следует волноваться? Девочка тоже могла к нам присоединиться. Впрочем, ваше дело. Надеюсь, картина оленьей охоты, которую вы напишете, получится красивой.
Убийство не бывает красивым, тихо, чтобы король не услышал, ответил Йохан.
Он шёл по направлению к замку и встречал женщин и детей, которые в радостном настроении спешили на охотничий праздник.
3
Хельга, узнав о случившемся, горевала о несчастных оленях.
На следующий день во время утренней прогулки Йохан повстречался с Джакобом. По внешнему виду сподручного короля, как всегда холодного и собранного, художник предположил, что тот не мучается угрызением совести.
Вы его убили? с опаской поинтересовался Йохан.
Кого? переспросил Джакоб.
Белолобого оленя. Самого красивого, пояснил Йохан.
Джакоб не удостоив художника ответом, отвернулся. Мельком Йохан уловил усмешку на лице вельможи.
Хельге не хотелось больше оставаться в замке, и она стала просить отца поскорее вернуться домой, в Геру. Йохан, не теряя времени, стал рисовать картину оленьей охоты короля Витольда. Он хорошо понимал дочь и торопился выполнить заказ, чтобы забыть о случившемся. Прислуга не отходила от него в готовности, согласно распоряжению короля, выполнять любые прихоти художника. Сам король несколько раз интересовался его работой.
Хельга показывала равнодушие к картине с оленьей охотой, хотя в действительности лукавила: ей было интересно посмотреть, что получается.
Ты не должен рисовать гибель оленей, наконец, не выдержала она. Лучше нарисуй картину о их спасении.
Но ведь это правда. Их всех убили, возразил ей отец. Может, мне и неприятно рисовать такое, только это всего лишь картина. Для неё король Витольд меня и пригласил.
Не верю, что никто из оленей не смог спастись. Это несправедливо, настаивала Хельга.
К сожалению, в жизни много несправедливости, с грустью ответил Йохан.
Как ты можешь так говорить? Ты просто не мог всего видеть. Ты был далеко. Олени не могли все погибнуть. Слышишь, НЕ МОГЛИ! неожиданно почти закричала на отца Хельга.
И тем не менее, это так.
Кому нужна такая твоя картина? не унималась Хельга.
Королю Витольду Строгому. Разве ты не видишь какие здесь порядки?
Но раньше ты рисовал другие картины. Ты рисовал живых красивых оленей для добрых людей.
А ты много встречала добрых людей? Может, этот мальчишка Матис или живодёр Джакоб добрые? Все они готовы убивать и радуются при этом. Да и в Гере многие ли покупают мои добрые картины?
Как бы мало людей их не покупало, ты всё равно не можешь рисовать картины, где оленей убивают.
Йохан молчал. Из глаз Хельги брызнули слёзы. Девочка закрыла лицо ладонями и выбежала из комнаты.
Во дворе она наткнулась на Матиса.
Ну что, доволен? спросила она мальчишку с нескрываемой ненавистью.
Чем? удивился Матис.
Как чем? Разве ты не убивал оленей? Может, пожалел их?
Нет
Что нет?! закричала Хельга.
Я хотел, но, внезапно Матис словно проглотил язык.
И тут Хельга заметила стоявшего в стороне нахмуренного Джакоба, который зло смотрел на Матиса. Мальчишка тоже это видел.
Ну, тебя, махнул он рукой на Хельгу и, уже не обращая на неё внимания, пошел прочь. Приблизившись к Джакобу, Матис заискивающе поклонился. На лице вельможи читалось презрение. Хельге показалось, что Матис дрожит от страха. И вообще девочка решила, что они с Матисом говорили о разных вещах.
4
В тот же вечер Хельга повстречала кучера Франца. На небольшой тележке он вёз мешок овса. Наверное, для того, чтобы покормить коней.
Ты что такая печальная? поинтересовался кучер.
Всё из-за охоты, ответила Хельга, опустив глаза. Вы тоже принимали участие в этом?