Царь Соломон. Рим и Эфиопия - Алексей Виноградов страница 2.

Шрифт
Фон

«Книга Премудростей Соломона» целиком написана по-гречески. Композиционное единство книги соответствует единству ее блестящего языка. Ею пользовались со 2 века н. э. Речь в этой книге ведется от имени царя Соломона, хотя на это в тексте есть только косвенные указания, и по-гречески она озаглавлена «Премудрость Соломона». Автор жил в более позднее время, чем 70 толковников, хотя и не знал произведений Филона Александрийского (54 г.н.э.). Книга могла быть написана во второй половине первого века до н.


В церковнославянской традиции имелись произведения о Соломоне. Обширный комплекс включал рассказы о Соломоне и «дивием звере» Китоврасе, человеке с двумя головами, жившем «под землею», о Соломоне и «ужичкой царици» (Малкотошке), о судах Соломона; к этому же комплексу примыкала и Повесть о царе Адариане, пожелавшем зваться богом, рассказанная от имени царя Соломона.

Наиболее древним из известных текстов является комплекс, который дошел в составе Палеи Хронографической полной и в дополнительных статьях к Палее. «Суды Соломона», читающиеся в Палее, включают библейский рассказ о споре из-за младенца.

Они относятся к апокрифам (греч.  тайный, скрытый, сокровенный), т.е. книги посвященные по преимуществу событиям и лицам священной и церковной истории, не включенные в канон Церковью (а ветхозаветные также иудейской синагогой), обычно с недостоверным указанием авторства. В жанровом отношении апокрифы в большинстве случаев соответствуют каноническим библейским памятникам.

В православном понимании к апокрифам относятся произведения религиозной литературы, по содержанию следующие каноническим книгам Ветхого Завета, использующие имя автора, освященного религиозной традицией, но не включенные в канон Священного Писания, ни христианской Церковью, ни иудейской синагогой. Известны «Завещание Соломона», «Псалмы Соломона», «Оды Соломона».

В христианской среде «Псалмы Соломона» пользовались уважением и порой ставились в один ряд с каноническими текстами. В рукописи 1011 века, хранящейся в Венской библиотеке, «Псалтырь Соломона» поставлена между книгами Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова. Правда, со временем она была отнесена к неканоническим книгам, и чтение ее в церкви было запрещено. Первоначальным языком «Псалтыри Соломона» большинство исследователей считают еврейский, хотя до наших дней сохранился только греческий текст апокрифа. Первые славянские тексты апокрифов появились в 9 -10 веках в Болгарии. На Руси были переведены с древнеевреврейские талмудические мидраши, посвященные ряду ветхозаветных сюжетов (в первую очередь царю Соломону), которые, очевидно, тогда же были включены в Толковую Палею.


Важнейшее место среди апокрифов о Соломоне занимают сказания о сказочном звере Китоврасе. Вместе с тем его сюжетная роль близка к роли Морольфа или Мархольта из западноевропейских средневековых сказаний о Соломоне и Морольфе. В кратком рассказе, помещенном у Ефросина, упоминается, что Китоврас был, возможно, сыном царя Давида («глаголют его, яко царев сын Давидов»)  следовательно, братом Соломона. Происхождение и время проникновения на Русь сказаний о Соломоне и Китоврасе (как и других апокрифических легенд о Соломоне) не установлено. Они входили обычно в состав более широкого комплекса сказаний о царе Соломоне (суды Соломона, Соломон и Южицкая царица) в «Толковой Палее» (книги, излагающей и толкующей библейские сюжеты).

В них также дается хронология правления царя Соломона. «Суды Соломона. О царе Адариане: После этого начал Соломон говорить боярам: своим: Был Адариан-царь, Мы будем звать тебя высшим царем среди царей, если ты возьмешь вышний Иерусалим и Святая Святых. Он же, собравшись с воинами многими, пошел и взял Иерусалим, и возвратился назад».

Царем Адарианом мог быть только император Рима  Адриан. Имелись  Публий Элий Адриан (11738 г.) и Тит Элий Адриан Антонин Пий (13861 г.) При них, в 13235 г. произошло восстание в Израиле (Симон Бар Кохба) в результате которого Иерусалим был завоеван.

При Адриане возобновилось обожествление членов императорской фамилии, в том числе женщин. Сакрализацией римских императоров и после. Септимий Север ввел пожизненное обожествление членов императорской семьи. С этого времени статуи правящих императоров и их родственников стали выставляться в знаменных святилищах наряду со статуями государственных божеств и знаменами. В условиях жесточайшего кризиса, охватившего государство, была предпринята попытка теологизации императорского культа. Культ императоров, называвших себя «бог и господин», стал тесно связан с культом солнца и культом времени. Императорский культ не был распространен среди гражданского населения в такой степени, как в армии.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге