Шаманской тропой. Введение в мифическую космографию - Максим Александров страница 2.

Шрифт
Фон

Мезоамерика

В мифологии мезоамериканцев7 три мира связаны с различными вариантами посмертья:

1. Павшие на поле брани или принесённые в жертву воины отправлялись в небесный мир, в Дом Солнца, провожая светило от восхода до зенита. Через четыре года они превращались в разноцветных птиц. От зенита до заката солнце несли на носилках женщины, умершие при первых родах.

2. Нижний мир мёртвых, куда попадало большинство умерших,  это ацтекский Миктлан или Шибальба майя.

Дорога в Миктлан вела на запад, а затем на север через многие препятствия: сталкивающиеся горы, камнепады, между гигантскими крокодилом и змеёй, через восемь пустынь и восемь гор, через ледяной ветер, мечущий обсидиановые лезвия и валуны, и адскую реку (через которую переправлялись на спине собаки). Пройдя в течение четырёх лет все испытания, умерший представал пред Миктлантекутли и его супругой и получал жилище в одной из девяти преисподних.

Путь в Шибальбу также вёл вниз, его моделью была пещера-лабиринт.

3. Утонувшие, убитые ударом молнии, умершие от проказы, подагры, паралича, опухолей на шее и других болезней, связанных, по представлениям ацтеков, с божествами воды, то есть избранные и взятые этими божествами, следовали в Тлалокан, принадлежавший богу дождя Тлалоку. Он соотносился с югом или востоком. Это была прекрасная и изобильная страна8.

Эдда9

Троичность мироздания в германской мифологии подчёркивается рассказом о корнях Мирового Древа:

«Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простёрты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень  у асов, другой  у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая Бездна. Третий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем  поток Кипящий Котёл, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг».

Асы  боги Верхнего мира, их столица  Асгард с золотыми пиршественными чертогами.

Нифльхейм  это северный и одновременно нижний, подземный мир. Мрачное загробное царство, которым правит зловещая богиня Хель.

Инеистые великаны  древние боги, потомки которых, йотуны, постоянные противники асов. Их мир  Уттгард. Он расположен на периферии, за морем, на берегах океана и отделён от мира людей стеной. Это мир иллюзий и чародейств.

Базовые архетипы

Три мира имеют ряд устойчивых характеристик:

Страна тьмы. Низ, подземелье, вечный мрак, холод или жар, лабиринт, бездна, суд, утрата, жестокое испытание, пытки, издевательства, смрад, разложение, ядовитые твари, демоны, болезни, вампиры.

Океанский мир. Низ, океанские бездны, устье рек, очищение, омовение: сюда за горизонт для обновления спускаются звёзды и светила. Лунный свет, туманы, луга, коровье пастбище, великаны и карлики, одноглазые, источник (или древо) мудрости (он же источник поэзии), волшебные плоды, бронза, серебро, стекло, хрусталь. Искусство магической иллюзии, превращения, остановившееся или почти остановившееся время, страна женщин. Обитель ветров. Здесь открывается вход в бездну инферно, куда стремятся умершие и откуда выходят по ночам призраки, но отсюда же открывается путь на небо, по которому ночное солнце вновь вступает на небосклон. Здесь обитают эльфы и титаны-асуры  древние владыки земли и противники богов, но не демоны ада в обычном понимании. Здесь же Вечная страна  земля, предшествующая творению, земля вечной весны, обитель бессмертных, земной рай.

КОНЕЦ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ОТРЫВКА

Верхний мир (Небеса). Верх, гора, небо. Лестницы, крылатые певцы, громадная птица, пир богов, герои, святые, Древо Жизни, сад, город из драгоценных камней, золото, источник небесных рек, вечный день, самосвечение, небесное воинство, Божий престол.


Обращает на себя внимание сходство этих характеристик с юнгианской интерпретацией трёх стадий алхимического делания как стадий индивидуации  духовного развития, становления полностью зрелой личности: нигредо, альбедо, рубедо

Каждая стадия связана с определённой системой архетипических образов, переживаемых в сновидении.

Вот как описывает их Роберт Боснак10:

«Алхимики считали, что нигредо составляет начальную стадию любого процесса, в котором происходит трансформация, превращение форм. Сначала всё должно основательно перегнить, как компост, распасться на разрозненные частицы  исходный материал для свободного творчества созидательной силы. По мнению алхимиков, вначале всё имеет привкус горечи и гнили. Всякий процесс превращения сначала ведёт к распаду или начинается с него. В нигредо человеку кажется, что на его глазах мир разваливается на части, особенно болезненно он переживает кажущуюся нескончаемость нигредо. Будущее видится смутным и беспросветным, без надежды на избавление от пустоты и одиночества. Жизненный ритм сбивается, сознание опустошается. В бездонной пропасти нигредо единственной реальностью для человека становится смерть.

Белый мир называется альбедо, его металл  серебро. В кромешном мраке ночи восходит ночное светило, луна. Альбедо  лунное сознание, свет, пролитый во тьму, но свет отражённый, холодный. Альбедо  это ещё неясный мир с размытыми формами, Сознание, рождённое из тьмы. Как ветер в полнолуние, в альбедо правит бал Меркурий, покровитель воров и проводник душ умерших в царство теней. Безумные мысли и туманные намёки  Меркурий без устали будоражит воображение своими коварными уловками. Генри Корбин убедительно показал, что мир воображения  это зеркальное отражение без самого зеркала, мир отражённых образов.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке