Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Воскресшая Святая Русь файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Нина Гайкова
Воскресшая Святая Русь
Часть первая.
«Светлый Купол Небес» над русскою природой и душою.
«Национальная духовная культура есть
как бы гимн, всенародно пропетый Богу
в истории или духовная симфония,
исторически прозвучавшая
Творцу Всяческих»
(И.А.Ильин «Путь духовного обновления»).
Человек должен духом одухотворить и себя, и природу». (И.А.Ильин «Путь духовного обновления»).
Светлый покой
Опустился с небе
И посетил мою душу!
Светлый покой,
Простираясь окрест,
Воды объемлет и сушу
О, этот светлый
Покой-чародей!
Очарованием смелым
Сделай меж белых
Своих лебедей
Черного лебедя белым!
«Светлый покой», воцарившейся в душе лирического героя, это посланная свыше благодать. Это Образ Света Небесного, который нисходит на грешную землю нашу и объемлет всё живое и воды, и сушу, и души людей. И понятно, что образ этот главный, всеобъемлющий в стихотворении и не только в нём, конечно. (Неслучайно, слово «светлый» в таком небольшом произведении встречается трижды). И вот душа, с радостью Свет восприявшая, стремится очиститься от всего безблагодатного и греховного но об этом чуть-чуть позже.
А пока обратимся к началу произведения. Благодатные, благочестивые мысли навеял лирическому герою образ русской природы ведь стихотворение называется «На озере». И вот тогда оказывается, что всего лишь двенадцать строк могут вместить такую глубину мыслей, дна которой не достать.
«На озере»! Наверное, прежде всего следует мысленно «возвратиться» к Началу Дней Творения, когда была лишь вода и над ней витал Дух Божий. И на лирического героя «светлый покой» Свет нисходит с небес при созерцании водной глади.
В отличие от многих прекрасных стихов, в которых присутствует образ природы, поэт не говорит о каком-то конкретном времени года или суток, хотя, думаю, многие представляют себе летнее утро даже, скорее всего, рассвет, Впрочем, может быть, и тихий вечер, закат. А может быть, всё это «происходит» поздней весной или ранней осенью только ясно, что в реальности духовной.
А ещё многие стихи Н.М.Рубцова «перекликаются» с творениями И.И.Левитана и об этом будет ещё сказано. Сейчас же речь о том, что стихотворение «На озере» «перекликается» с великими творениями художника: «Тихая обитель», «Вечерний звон», «Вечер. Золотой плёс» и, конечно, «Озеро. Русь» тем, прежде всего, что время года и суток вторично по сравнению с образом Вечности; по сравнению с единством природы и храма. А природа для христианского понимания мира это «Нерукотворный Храм Творца» и «Книга Премудрости Божией», как писал М.В.Ломоносов. Даже если зримый образ храма в произведении отсутствует или не упоминается.
«Эстетический образ» озера раскрывает «эстетический предмет» Света, благодати, данной земному мирозданию Небом, о чём говорилось в самом начале. И в прекрасных стихах, и в великих полотнах «проносятся веяния Духа Божьего», даже тогда, когда «внешне нет ничего церковного и религиозного». (Понятия: «эстетический образ», «эстетический предмет» а также последующие цитаты принадлежат великому русскому мыслителю И.А.Ильину. С «эстетическим образом» всё более или менее ясно можно сказать, что это в данном случае образ литературный. А «эстетическим предметом» русский мыслитель называет Высшее Духовное Начало, которым создаются все великие произведения искусства, как, например, в пушкинском «Пророке». Также в трудах И.А.Ильина звучит слово «Предметность», очевидно, как синоним духовной реальности прим. автора).
А теперь вспомним о благих устремлениях лирического героя. В произведении отразились вечные мысли, «преломлённые» русским сознанием, русской душою ведь образ белого лебедя очень известный символ, начиная со времён Древней Руси. Это символ чистоты, верности; с белыми лебедями сравнивали, идущих в бой русских, православных воинов. А о чёрных лебедях в древности не знали скорее всего не видел их и сам поэт. Только понятно, что дело вовсе не в новой породе лебедей, а в противостоянии добра и зла а белый и чёрный цвета слишком хорошо понятные всем символы.
Однако, как мы помним, во многих произведениях русской литературы антитеза добра и зла воплощается в образе белого лебедя и чёрного ворона а здесь чёрный всё таки лебедь. Выскажу предположение, что отразилась в столь непривычном для русского человека образе одна из главных тем русской литературы покаяние! Все мы созданы единым Творцом но одни стали праведными, другие по разным причинам заблудшими. В стихотворении нет ни сражения, ни наказания. Звучит в нём «просьба», вернее даже, молитва об очищении; о том, чтобы, очистившись, грешники «соединились» с праведниками! И подчёркнутые строки самое яркое тому доказательство и прежде всего, слово «твоих»!!! Оттого и можно говорить о Создателе и обращённой к Нему молитве!
Так снизошёл к людям после Вознесения Господня Утешитель Святой Дух, Которым «всяка душа живится», Который «дышит, где хочет». И вот «посетил» Он душу лирического героя! Тогда становится совершенно очевидным, что в стихотворении, особенно, в выделенных финальных строках по сути звучит молитва Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».