Путь эзотерического посвящения. Теория и практика Антропософии - Кокшаров Д. страница 4.

Шрифт
Фон

Также Рудольф Штайнер описывал, что существовало три условные эпохи посвящения людей в мистериях. В древних мистериях люди посвящались путём развития в себе мудрости. Впрочем, и в дальнейшем мудрость практиковалась, просто добавлялось ещё нечто новое. Первые типы посвящений, существовавшие, допустим, в древнеегипетские и древнегреческие времена, заключались в том, что путём определённой эзотерической подготовки ученика готовили к тому, чтобы на краткое время вывести его эфирное тело из физического. В результате этого происходила своеобразная краткая смерть. (Как я и сказал вначале, выход эфирного, астрального тела и «Я» означает смерть для физического тела.) Ученик определённым образом морально и интеллектуально подготавливался к высшему восприятию. Посвящение происходило таким образом, что под контролем и руководством эзотерических мастеров ученик на трое суток погружался в своеобразный гроб, и его эфирное тело при участии мастеров выводилось из физического тела и удерживаясь недалеко от него. В результате человек получал мощные восприятия, излияния сил высших миров в свою эфирно-астрально-деваханическую организацию. Когда он возвращался в физическое тело спустя три дня и три ночи, он возвращался посвящённым, совсем другим человеком, пронизанным космической мудростью. Весь этот процесс был очень строгим и чётким, это не какие-то спонтанные астровыходы, о которых можно сегодня читать в интернете, в мистериях это была целая наука, наука моральной, интеллектуальной, физической и духовной подготовки. То есть ученики мистерий проходили свою серьёзнейшую подготовку под руководством наставников, прежде чем получали посвящение. Так происходило посвящение в древние времена, когда на мировой арене действовали цивилизации Египта и Греции.

Далее Рудольф Штайнер рассказывал, что в христианские времена методы посвящения несколько изменились. Дело в том, что после того как на Землю пришёл Христос, древние принципы посвящения, которые укрывались в мистериях, Он раскрыл всему миру Своей собственной жизнью, Своими поступками и деяниями. Вся жизнь Христа – это, по сути, путь эзотерического посвящения. И с этих времён открылось так называемое христианское посвящение чувства. Смысл его в том, что человек не просто развивал мудрость, познавательную силу эфирно-физического сознания, не просто обретал контроль над своим мышлением, но ещё пронизывал астральное тело силой ощущения Истины и Любви. Этот особый импульс людям дал Христос. И в средние века, или даже раньше, в раннехристианские времена, возникло так называемое посвящение чувства, или астральное посвящение. В нём прорабатывались не только эфирно-физические качества, но и астральные. Естественно, я это описываю очень упрощенно, потому что и в древние времена работали и над астральным телом, и над «Я», просто по-другому, в каком-то смысле можно сказать, менее сознательно. В христианские же времена сознательность членов мистерий усиливалась. Поэтому появился более сознательный подход к астральному миру, и человек смог проходить путь посвящения по-иному.

Далее, в более поздние времена, в средние века, как говорил Рудольф Штайнер, уже ближе к XV веку, возник ещё один тип посвящения – так называемое посвящение воли. Основными источниками и носителями этого посвящения были розенкрейцерские мистерии. Вы наверняка слышали об ордене розенкрейцеров, основанном Христианом Розенкрейцем. Там практиковалось полное раскрытие четырёх членов человека: контроль своего мышления, контроль своих эмоций и чувств, контроль своей воли. И в конечном счёте человек прозревал на высших планах. Рудольф Штайнер в Антропософии пролагал путь именно этого, розенкрейцерского посвящения, то есть проработки этих четырёх уровней от физического до деваханического. Согласно этому типу посвящения, чтобы развиться в эзотерическом смысле, нужно подчинить себе свои мысли (полностью стать их властелином), подчинить себе свои чувства и эмоции (обрести полную бесстрастность восприятия) и достигнуть наконец своего ядра, своей сущностной воли и действовать в мире уже из неё. Подчинение мыслей и чувств означает подчинение их внутреннему, духовному.

Сегодня люди привыкли «контролировать» эмоции подавлением, пытаются силой физического рассудка «управлять» астральными потоками. Но ничего хорошего из этого не получится, ибо это не контроль, а подавление. А нужно исходить из воли, которая действует свыше, из Девахана, из человеческого «Я», управляя всем этим процессом. Когда человек проработает все эти уровни своего сознания, он и станет посвящённым, он достигнет сущностного, сокровенного восприятия и себя, и жизни, осознает своё единение с высшими планами. Естественно, этот процесс будет происходить последовательно и постепенно, и никаких резких, спонтанных скачков, неконтролируемых действий быть не должно. И для того, чтобы этот путь каждый из нас, современных людей, мог пройти самостоятельно, а не под руководством тайных мистерий, Рудольф Штайнер и дал Антропософию.

Он говорил, что настали времена, когда тайное должно стать явным, и то, что раньше хранилось в мистериях как сокровенное, к чему допускали только избранных, теперь необходимо открыть миру, чтобы человечество могло развиваться в массе своей. Иначе бездуховность, оголтелый материализм, которые царствуют сегодня на Земле, просто поглотят всё человечество на уровне рассудка, физического плана, и человек вообще не сможет духовно развиваться. Это будет духовной катастрофой. На этом он акцентировал внимание в Антропософии, именно в этом смысле давал все практики, которые требуются человеку для его духовного посвящения.

II

Следующее, о чём я хотел бы рассказать, это какие ступени познания существуют при эволюции человеческого существа, чем они отличаются друг от друга, чего ожидать при восхождении и к чему себя готовить.

Первый уровень познания вам всем известен – это обычное рассудочное познание, которое сегодня используется практически везде и которое в основном ориентировано на познание именно внешнего, физического мира. При эзотерическом пути посвящения эта ступень тоже должна быть проработана, и рассудок должен наполниться пониманием высших закономерностей, хотя бы в самых общих чертах. Этим он создаёт почву для высшего познания.

Рассудочное, или материальное, сознание (назовём его так) является первичной ступенью, относящейся к физическому телу человека. В нашем случае познание на этом уровне заключается не в исследовании внешнего мира (хотя и оно естественным образом происходит), а в изучении концепций строения Мироздания, существа человека, соотношение уровней бытия и т. д. То есть это понимание того, с чем мы должны столкнуться в духовной жизни, что нас ждёт и частью чего мы являемся. Этим мы занимались на наших прежних занятиях, этим вы занимаетесь, когда размышляете над высшими явлениями, когда стремитесь сложить в себе некие взаимосвязи, представить картину Мироздания.

Следующий этап заключается уже в несколько другом отношении к себе и к миру. Данный этап, согласно Антропософии, называется имагинативным познанием, или просто имагинацией. Имагинативное познание соотносится с эфирным телом, телом мыслеобразов. В обычной жизни, в бодрственном сознании мы не особенно печёмся о контроле наших мысленных образов, порой даже вообще не обращаем на них внимание. Мы обращаем внимание на внешние объекты, которые видим, с которыми соприкасаемся. Именно образы этих объектов мы в своём сознании и структурируем. Наша профессиональная и прочая земная деятельность в основном и связана с этой рассудочной структуризацией того, что мы в виде образов воспринимаем из внешнего физического мира. Однако к мыслеобразам как таковым мы не обращаемся, то есть мы не рассматриваем их как объекты. Мы не живём на этом уровне осознанно. Поэтому большинство наших мыслей хаотичны и неконтролируемы.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке