Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Цветы воскресного отдыха. Стихотворения, статьи, рецензии файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Цветы воскресного отдыха
Стихотворения, статьи, рецензии
Глеб Пудов
© Глеб Пудов, 2022
ISBN 978-5-0051-5150-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
От автора
Люди, пишущие стихи, зачастую работают в других областях, связанных со стихосложением: художественной критике, лингвистике, филологии. Как показывает опыт, изучение произведений других поэтов способствует улучшению собственных.
Эта книга имеет два раздела: в первом представлены стихотворения, во втором – рецензии и статьи, написанные в разные годы. Вдумчивый читатель поймет, что эти два раздела тесно связаны друг с другом: знакомясь с одним, лучше понимаешь другой. Например, читая стихи, можно представить, почему для анализа, помещенного во втором разделе, выбраны именно эти стихотворения, а не другие. Подобное вызывает подобное.
Автор не настаивает на непогрешимости своих выводов и оценок. Если ему удалось привлечь внимание читателя к анализируемым произведениям, дать о них краткое представление, то он считает свою задачу выполненной.
СТИХОТВОРЕНИЯ
Чтение чужих стихов
Санкт-Петербург
Посвящается Леве
I. Благая весть
Екатеринбург
II. Игры
III. Живопись
IV. Словорождение
V. Великий Четверг
VI. Ожидание
Санкт-Петербург
VII. Сын
Санкт-Петербург
VIII. Молочный эльф
Екатеринбург
IX. «Бадямба» и «гэга»
Санкт-Петербург
X. Сны
—–Могилев
XI. Синоним
Санкт-Петербург
XII. Утро
– —Санкт-Петербург
XIII. Морская битва
Санкт-Петербург
XIV. Зодчий
Санкт-Петербург
«Кипят вокруг чужие судьбы …»
—Нюрнберг
Неприкаянность
Витебск
«Все по-прежнему: древние храмы…»
Псков
Хачкар2 Григория Тутеворди (1184)
Санкт-Петербург, Ереван
Воспоминания
Санкт-Петербург, Ереван
Сон о Санаине
Санкт-Петербург, Ереван
«Остывших судеб праведные лики…»
Санкт-Петербург, Ереван
Боль
I
II
Псков
«Тяжелым рубанком я скреб по душе …»
«Жил да был на земле человек
С христорадной душою бесстыжею, —
Он слезами свой маялся век,
Как мужицким горбом или грыжею».
(Вениамин Блаженный)
Санкт-Петербург
Огонь
I. Аутодафе
II. Книги
III. Последний рыцарь
Санкт-Петербург
Луна
«Мгновенья не тратя, ко мне приближается смерть…»
меняСанкт-Петербург
Запятая
Ответ критикам
Екатеринбург
Вятская губерния. Этюд
Киров
Смирение
Санкт-Петербург
Возвращение
Екатеринбург
Пять добрых белорусских шаржей
I
II
III
IV
V
Санкт-Петербург, Минск
Крылья (сон на берегу)
«В Минске – дождь: возвращается осень…»
Минск
Дорога
Екатеринбург
Спаситель
Посвящается хирургу В.А. Исаеву
Екатеринбург
Тейшеба7
I. Воспитательная мера
II. Божье одиночество
Ереван
Древний пейзаж
Санкт-Петербург, Ереван
Художник
Мантуя
Грустный стишок
Скит (совет другу)
Великий Новгород, Псков
Кошкина беседа
Санкт-Петербург
Одному уехавшему
Санкт-Петербург
Биография дамы
Санкт-Петербург
На юбилей великого ученого
Посвящается И. Я. Богуславской
Санкт-Петербург
Жизнь во сне
Санкт-Петербург
Дорожные типы
I. Фанат
II. Читатель
Санкт-Петербург
Крампус (отрывки из альпийских преданий)
I
II
Стихотворение не о паровозе
Минск
Бутерброд
Орша
«А в Минске – затишье…»
Минск
Поэт «на этюдах»
Минск
Хайку
Молодечно
Мировоззрение
Стокгольм
«Когда я читаю, он рядом…»
Санкт-Петербург
«Вновь капли дрожат на листочках…»
Санкт-Петербург
«О жизнь я истерся, как ластик о лист…»
Санкт-Петербург
Двубожие
Санкт-Петербург
РЕЦЕНЗИИ И СТАТЬИ
I. О поэзии Льва Адольфовича Динцеса (1895—1948)
В истории русской поэзии творчество Льва Адольфовича Динцеса (1895—1948) занимает не последнее место. Тем не менее, как поэт он почти неизвестен. В настоящей статье делается попытка охарактеризовать его художественное творчество на материале венка сонетов «О том, что умерло». Представляется, что именно это произведение наиболее полно воплощает особенности стиля поэта.
Л. А. Динцес родился в Вильно в семье врача, учился в Киеве, затем переехал в Ленинград. Здесь он работал в Государственной академии материальной культуры, Музее антропологии и этнографии, Русском музее9. О последнем следует сказать особо. Лев Адольфович работал в нескольких отделах музея, был большим знатоком живописи и графики10. Особенно важную роль Л. А. Динцес сыграл в истории отдела народного искусства. Он стал фактическим основателем этого музейного подразделения (в ту пору именовавшегося «Отдел народных художественных ремесел»). Это произошло в 1937 году11. Ученый разрабатывал методы изучения и экспонирования произведений народного искусства12, комплектовал собрание молодого отдела. До 1945 года (с перерывами, связанными с войной) он был его руководителем13. Тем не менее, эта деятельность Л. А. Динцеса является лишь одной из граней его богатой личности. Другой стала поэзия.
Дать краткую характеристику его художественного творчества целесообразно, как уже говорилось, на примере венка сонетов «О том, что умерло». Он был опубликован в Киеве, в 1918 году, в коллективном сборнике «Поэзия пяти»14.
Но сначала вкратце остановимся на истории венка сонета как поэтической формы. Он зародился в Италии в XIII веке. По сведениям Н. Н. Шульговского, итальянский поэт Фольгоре ди Сан-Джеминьяно считается изобретателем этой стихотворной формы15. Строгие правила были выработаны в XV столетии в Тоскане, они были утверждены Сиенской Академией.
А. Б. Шишкин писал, что «русские сонетные венки – замечательный этап развития русского сонета и специфически русский вклад в европейскую сонетную традицию»16. В. Г. Подковырова отмечала, что «ни одна поэзия в мире не дает такого количества канонических венков сонетов»17. А А. П. Квятковский указывал на другое: он справедливо называл венок сонетов «весьма трудной поэтической формой, требующей от поэта исключительного мастерства»18. Самый ранний венок сонетов на русском языке – перевод «Сонетного венка» словенского поэта Франце Ксаверия Прешерна (1800—1849), который был сделан Ф. Е. Коршем и опубликован в 1889 году, в седьмом номере журнала «Русская мысль». Оригинальные венки русских сонетов впервые появились в 1909 году. Это «Венок сонетов» Вячеслава Иванова и «Corona Astralis» Максимилиана Волошина19
Примечания
1
«Als ich kann» – «как могу» (с нем.).
2
Хачкар – каменный крест-стела в Армении.
3
«Ной» – название коньяка.
4
Гавит – придел в армянских храмах.
5
Речь идет о древнем армянском монастыре.
6
Имеются в виду слова одного литературоведа, который написал, что на стихах Вениамина Блаженного как на камне можно установить всю русскую поэзию Беларуси.
7
Тейшеба – один из главных богов государства Урарту (7—6 вв. до н.э.), бог —громовник.
8
Умбон – металлическая сердцевина щита (с внешней стороны); берсерк – скандинавский воин, отличавшийся особыми силой и яростью. Считается, что во время боя берсерки впадали в гипнотическое состояние из-за использования в пищу грибов. Тор – бог войны и громовник у скандинавов, Вальхалла – рай в скандинавской мифологии; Один – верховный бог, бонд – крестьянин.
9
Бломквист Е., Каменская М., Фалеева В. Л. А. Динцес (Некролог) // СЭ. – 1949. – №1. – С.203; Воронин Н. Н. Л.А. Динцес (1895—1948) // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. —1949. – Вып. 25. – С. 106. См. также: ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.10, д. 121; ф. ГРМ (I), оп.2а, д. 38.
10
ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 900, л. 21—22; ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 787, л. 17; ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 856, л. 97, 242. В музейных документах он назван «чрезвычайно нужным сотрудником» (ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 856, л. 110).
11
ВА ГРМ, ф. 231, оп.1, д. 60.
12
Богуславская И. Я. Проблемы народного искусства в трудах Л. А. Динцеса // Сообщения Государственного Русского музея. Вып. XI. М.: Изобразительное искусство, 1976, С. 3—8; См. также: ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.6, д. 1411, л.33; ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 1288.
13