Не всё шло гладко. Некоторые грузинские владетельные феодалы не принимали новую власть, поскольку эта власть, опираясь на регулярную армию, ставила целью практически упразднить их независимость.
Имперские власти приняли решение увеличить число грузин в местном управлении и расширить их полномочия и влияние. Так главнокомандующим Грузией на место генерала Лазарева император назначил князя Павла Ци-цианова (Цицишвили). Князь был ярким представителем Грузинской диаспоры в Москве (он родился в Москве), состоял в родстве с династией грузинских царей. Император предоставил ему неограниченные полномочия.
Князь Цицианов (1754–1806) прибыл на историческую родину в чине генерала, с административным опытом, накопленным в должности генерал-губернатора Астраханского. Вскоре деятельностью своей он убедительно показал, что выбор Российского императора был безошибочен. Он в кратчайшие сроки укрепил и улучшил имперское правление в Грузии, и создал аналогичную систему в тех областях Закавказья, которые со временем присоединялись. Под его руководительством было улучшено состояние дорог (число их возросло), наладилась почтовая связь, усовершенствовалась организация управления и порядка в городах и сельской местности.
Грузия, наконец, обрела покровительство России. Теперь уже врагам приходилось сильно уменьшить свои аппетиты. Например, в 1805 году, армия Иранского наследного принца Аббас-Мирзы (несколько десятков тысяч воинов), пошла на Тбилиси. Русские войска остановили захватчиков. Произошло сражение при Загаме. Иранцы были разбиты, рассеяны и оставили Грузинскую землю.
К числу действий, которые привели к недовольству, возмущению и сопротивлению грузин, следует, вероятно, отнести церковную реформу, проводимую имперскими властями. Реформа эта неизбежно вела к упразднению патриаршества в Грузинской Православной Церкви, которую подчинили общеимперской синодальной системе. Был учреждён Грузинский Экзархат (1811 год) и назначались экзархи не грузины. Усиленно проводилась русификация церкви, богослужения, из духовных училищ выдворялся грузинский язык. На почве недовольства этим произошло даже убийство Экзарха Никона (Софийского). Ситуация в церкви складывалась драматично.
В XIX веке в Грузии происходили, время от времени, крестьянские возмущения, направленные против новых властей и против грузинской аристократии, к ним добавлялись национально-освободительные проявления в грузинском дворянстве и интеллигенции. Лидерами этого движения были известные писатели, общественные деятели, писатели. Многие из них получали образование в России. Они живо восприняли демократические, прореволюцион-ные идеи Белинского, Герцена, Добролюбова, Чернышевского и европейских мыслителей.
Просияли в это время и дела подвижников духовного восхождения – преподобных Гавриила (Кикодзе), Иллариона Грузина, которые подтвердили единство веры Православной наших народов, наших предков.
Именно в XIX – начале XX века, возникли и умножились в Грузии тесные, всегда проникнутые взаимными симпатией и любовью, связи с виднейшими творцами русской культуры, духовными деятелями. Грузия хранит память о великой любви связавшей навсегда сердца Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе. Тбилиси с радостью и уважением принимал Пушкина, Лермонтова, Айвазовского, Льва Толстого и многих других великих сынов России, был гостеприимным домом и для императорских визитов. Точно также в России не забывают Шота Руставели, Илию Чавчавадзе, Важа Пшавела, Галактиона Та-бидзе, иных великих грузин… Во времена «серебряного века» эти связи ещё больше усилились.
Хотя церковная реформа в Грузии стала поводом для неурядиц и распрей, но и русские и грузины поклонялись и поклоняются святым обеих Церквей и взаимно чтут святыни. Православная вера была и осталась для наших предков, наших народов превыше земных противоречий и бедствий.
Сближение народов, а стало быть, и культур, становилось всё теснее. Частыми становились смешанные (в смысле национальности супругов) браки. Дети от таких браков, как правило, получали преимущественно русскоязычное образование и воспитывались в традициях послепетровской Российской культуры. Однако они не забывали своего происхождения, впитывали древние и славные грузинские традиции, любовь и верность грузинской земле.
Вряд ли будет ошибкой сказать, что сближение шло во всех слоях общества, в особенности среди городского населения.
Грузия развивалась. Уже через сто лет после вхождения Грузии в состав Российской Империи численность грузин выросла с 370 тысяч до полутора миллионов человек. Во второй половине XIX века – строительство знаменитой в Империи Закавказской железной дороги. Появилась и росла промышленность – горнорудная, кожевенная, текстильная, обработки металлов…
Революции 1905 и февральская 1917 годов не принесли радикальных перемен в положение Закавказья. Но в церковной жизни произошло событие весьма знаменательное: 12/25 марта 1917 года на Мцхетском Соборе была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви; блюстителем престола Католикоса был избран епископ Гурийско-Мингрельский Леонид. Избранный блюститель уже 13 марта уведомил Экзарха Грузии архиепископа Карталинского-Кахетинского Платона (Рождественского) о его смещении с кафедры. Смещение не было признано Русской Православной Церковью.
После октябрьского переворота 1917 года Русская Церковь всё также упорно отказывалась признать автокефалию Церкви Грузинской. В конце концов, случилось худшее. Общение Московского Патриархата с Грузинской Церковью было прервано.
Минули годы… В 1943 году 19 ноября [решением Синода РПЦ «молитвенное и евхаристическое общение между автокефальными Церквами-Сестрами, Русской и Грузинской» было признано восстановленным. Синод РПЦ сослался на 17-е правило Халкидонского собора, разъясняя что, «по церковным правилам (Всел. IV, 17 и др.) церковные границы должны следовать за государственными». Ещё раньше, 31 октября 1943 года, в Сионском кафедральном соборе в Тбилиси, архиепископ Ставропольский и Пятигорский Антоний (Романовский), командированный патриархом Московским Сергием, совершил совместную литургию с католикосом-патриархом Каллистратом].
Возвращаясь к 1917-18 годам, видим, что после многих дискуссий, политических пертурбаций, связанных с условиями Брест-Литовского мира, кратковременных военных действий, вынужденных территориальных уступок в пользу Турции – 26 мая 1918 года Национальный совет Грузии принял декларацию о независимости. Грузия обрела государственность.
Но самостоятельности республики не было суждено утвердиться. В феврале 1921 года 11 армия РСФСР вошла в Грузию. В республике были сильны внутренние распри, не было достаточного согласия между партиями и группировками. Противостоять регулярной Красной армии оказалось не по силам, и скоро Грузия стала советской большевистской республикой.
Началась коллективизация сельского хозяйства, строительство и развитие различных отраслей промышленности. Грузия становится индустриальной. Возникавшие недовольства, инакомыслие, в том числе и открытые выступления против Советской власти, жёстко подавлялись.
Но все противоречия были безоговорочно отодвинуты прочь, когда грянула Великая Отечественная Война. На войну из Грузии ушло около 700 тысяч человек, 400 тысяч из них пали на войне.