Производство сундуков в Вятской губернии (XIX – начало XX века). История, мастера, произведения - Пудов Глеб страница 2.

Шрифт
Фон

В предлагаемой работе на основе обобщения сведений из специальной литературы, информации из РГИА и анализа конкретных художественных произведений дана характеристика вятского сундучного центра в XIX – начале XX века, определена его роль в истории производства сундуков в России. Настоящее издание является первой попыткой подобного рода, поэтому в дальнейшем возможны некоторые дополнения и исправления.

Глава I. Русский сундучный промысел в XIX – начале XX века. Краткий очерк

В XIX веке в России сложилось несколько центров производства сундуков. К числу крупнейших относились Великий Устюг, заводские поселки Среднего Урала, Муромский уезд Владимирской губернии, город Макарьев Нижегородской губернии и город Вятка с округой.

В Великом Устюге мастера развивали художественные традиции, которые сложились в предыдущий период (разнообразные виды сундучных изделий Русского Севера, в частности, Великого Устюга, показаны на фото ниже)14. Большое распространение в XIX столетии получили шкатулки, декорированные жестяными листами с «морозом», и сундуки, которые в виде «белья» привозились из окрестных деревень и расписывались в Устюге15. Этот древний центр производства сундуков и шкатулок в XIX веке продолжал оказывать влияние на развитие сундучного дела в России.


Сундук. Великий Устюг, II половина XIX века (ОНИ ГРМ).


Экспонаты Музея Древностей. Коллекция сундуков (А. Н. Поповцев, 1910 год, фото из коллекции УГИАХМЗ, инв. № Ф-7).


На Урале ко II половине XIX столетия сундучный промысел вырос в одно из самых заметных явлений культурной жизни региона, по словам земского статистика Е. И. Красноперова, «лучшее украшение кустарной промышленности нашего края». Сундуки делались в поселках двух заводов – Нижнетагильского и Невьянского. В производстве сундуков существовали узкая специализация и разделение труда. В крупных мастерских происходило окрашивание ящиков и сборка поступающих из мелких заведений деталей в одно целое. Центральные мастерские были не только местом окончательной сборки изделий и отправки их на широкий рынок, но и распределителями материалов между мелкими кустарями. Последние делали деревянные ящики и крышки, гвозди, петли, скобы, накладки, замки. Кроме того, они производили лужение, мцарирование («морозку»), чеканку, шлифовку железа и печатание на нем различных рисунков16.


Сундук. Средний Урал, II половина XIX – начало XX века (ОНИ ГРМ).


Третьим крупным сундучным центром стал Муромский уезд Владимирской губернии. В деревнях Шишкино, Вырыпаево, Бобынино, Ишутино и других в середине-конце XIX века изготавливалось множество сундуков. Главным рынком сбыта являлась Нижегородская ярмарка, на которую вещи доставлялись по Оке. Как во многих других центрах сундучного производства, здесь существовала строгая специализация: одни мастера делали ящики, другие – красили, третьи – оковывали полосами железа, четвертые – снабжали замками и т. д. Изнутри сундуки обивали тканью или оклеивали бумагой. Иногда на муромских изделиях встречалась техника, перенятая у северных мастеров: просечные полосы железа с цветными подкладками под ними17. Однако сундуки могли делаться и без оковки полосовым железом, неокрашенными и окрашенными. Часто использовался коричневый цвет18.


Сундук. Владимирская губерния, Муромский уезд, II половина XIX – начало XX века (Кузнецкий музейно-выставочный центр, г. Кузнецк, Пензенская область).


О развитии сундучного производства в деревнях Пурки и Бангино в начале XX века приводятся интересные сведения в местной периодике. В деле тогда было занято 1500 человек. Все они работали на нескольких «заводчиков»: А. С. Ягунова, Н. В. Дунаева, Я. Г. Моренова, Н. В. Маркова и А. И. Желтикова (Жолтикова). Мастера трудились в помещениях, предоставляемых хозяевами, но своим инструментом. Известны окованные сундуки мастеров села Вача, пользовавшиеся большим успехом у среднеазиатских купцов. Округа села Чулково в XIX веке также была знаменита своими сундучных дел мастерами. Основателем этого промысла на рубеже XVIII – XIX веков был бурмистр имения князя П. И. Багратиона И. Я. Сметанин. Он основал небольшое заведение в деревне Поляна. В самом селе Чулкове сундучное производство развивал купец I гильдии Н. С. Тулупов19.

В XIX столетии крупный центр сундучного производства существовал в Нижегородской губернии, в городе Макарьеве и близ него20. П. И. Небольсин в 1853 году описывал прекрасные качества изделий местных мастеров. Он также утверждал, что производство сундуков здесь зародилось до перенесения ярмарки в Нижний Новгород (то есть до 1817 года). П. И. Небольсин разделил сундуки на два вида: «простые, штучные, большие, одиночные, имеющие особое назначение, и продающиеся отдельно, и сундуки „станами“, сундук в сундуке, в каждом стане по осьми сундуков, вложенных один»21.

Колоссальное значение в развитии сундучного промысла Поволжья сыграла Нижегородская ярмарка22 (Н.Н.Овсянников привел количество привозимых макарьевских и павловских сундуков, их описания и цены23). Особой популярностью русский сундучный товар пользовался в государствах Средней Азии, Индии, западных областях Китая, Турции. Кроме того, наряду с уральскими и муромскими сундуками, макарьевские и павловские активно сбывались на украинских ярмарках: в Харькове, Полтаве, Кролевце, Елисаветграде.24

О макарьевских сундучниках газета «Вятские губернские ведомости» писала: «Главным занятием некогда славного своею ярмаркой города Макарьева… является изготовление разных видов и размеров деревянных с железной обивкой сундуков… Рисунки и разные украшения на сундуки приготовляются… самими мастерами. Технических приспособлений, в виде машин,… не было и нет»25. Мастера работали на хозяев крупных мастерских. Изделия сбывались не только на Нижегородской ярмарке, но и отправлялись в Казань, Симбирск, Астрахань и другие приволжские города. В год делалось до 14 000 сундуков26. На 1890 год в промысле было занято 150 человек27. Есть сведения, что жители Макарьева начали делать сундуки под влиянием уральских изделий, привозимых в XVIII веке на местную ярмарку28.

Макарьевские сундуки имели продолговатую форму. Они были сделаны из ольхи, ели или дуба, окрашивались красной, синей или зеленой красками и обивались полосами железа с печатными узорами или «морозкой» и фигурными угольниками и личинами. Также использовалось сусальное золото, которое продавалось на ярмарке в виде книжечек. На передней стенке мастера писали красками вазы с цветами или букеты с плодами и птицами. Роспись носила живописный характер с разделкой белильными оживками, лишь золотистая рамка была расписана мелким графическим узором. Подобная роспись напоминала украшение подносов, поэтому часто называлась «подносной». В целом, в зависимости от декоративного оформления, сундуки делились на три вида: «глухие», «брусковые» и «простые»29. Замки для макарьевских сундуков изготавливались лысковскими мастерами (из села Лысково Нижегородской губернии)30.

В других местах губернии также делали сундуки. Известно о крупном производстве сундуков на рубеже XIX—XX веков в Горбатовском уезде. Они представляли ящики на невысоких ножках. Поверхность сплошь покрывалась листами и полосами жести золотистого цвета. На лицевой стороне и крышке полосы образовывали простые геометрические фигуры. Нарядность, праздничность изделиям придавали подкладки различных цветов, особенно синего, черного, красного31.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке