Производство сундуков в Вятской губернии (XIX – начало XX века). История, мастера, произведения - Пудов Глеб страница 3.

Шрифт
Фон

Многие заведения в Нижегородской губернии были относительно не крупными, скупщиков и заказчиков было мало32. Клейма на изделия ставились не всегда. Изготовление сундуков и приобретение материалов были сезонными, они целиком зависели от положения дел на Нижегородской ярмарке.


Фото. На Ветлужском базаре, 1940 г. Торговля сундуками, решётами (коллекция ВКМ, № ВТМ 4084).


В этот период производство расписных сундуков и шкатулок развивалось и в Вологодской губернии. С. Д. Оленев разделил местные сундуки на несколько типов, отличающихся по конструкции и особенностям росписи.33 Особенно часто мастера делали сундуки прямоугольной формы с нависающей плоской крышкой, крепление – «в ласточкин хвост», замок привешивался на два литых кольца, укрепленных в крышке и лицевой стенке (по классификации С. Д. Оленева, это – первый тип). Сундуки были украшены яркой росписью, в которой преобладали локальные красный, синий, зеленый, желтый, коричневый цвета. Лицевая стенка и крышка разбивались на два (реже – три) поля, которые заполнялись различными геометрическими мотивами. Роспись боковых стенок имитировала кованые железные полосы34. Но мастера украшали свои изделия не только геометрическими, но и растительными мотивами («стебли и плоды в вазоне»), а также парными изображениями птиц. Редким сюжетом можно считать изображение часов35. Все названные типы сундуков широко представлены в местных музеях, особенно в ВГИАХМЗ36. Особым видом стала т.н. роспись «под резинку», делавшаяся по невысохшей краске37. Мастера обслуживали нужды местного рынка, общероссийского значения это производство сундуков не имело.

В других регионах страны в XIX столетии также сложились центры производства сундуков и шкатулок. В Тверской губернии его средоточием был Калязинский уезд. В деревнях Поречской, Пятигорской и Расловской волостей делали много сундуков38. Но промысел имел исключительно местное значение. Вещи почти не вывозились на дальние рынки. Сегодня судить о них можно в основном исходя из сведений статистической литературы конца XIX века. То же самое можно сказать о сундучном производстве Рязанской губернии. Оно было развито в Касимовском и Спасском уездах, в Поминовской, Старовасильевской, Семеновской и Васильевской волостях.

Сохранились сведения о существовании на рубеже XIX – XX веков небольшого центра по производству сундуков в Пензенской губернии. Он в основном сосредоточился в двух уездах: Городищенском и Краснослободском39. Но главным занятием крестьян этого региона было земледелие, сундучный промысел имел по отношению к нему второстепенное значение. Специальных мастерских не было, работали только члены одной семьи.

Гораздо более сундучный промысел был развит во II половине XIX века в Курской губернии. В статистических исследованиях указано: «Производство сундуков исстари ведется в Великой – Михайловке и Слоновке Новооскольского уезда, в котором переписью зарегистрировано 165 человек сундучников. Наиболее крупные предприниматели ведут производство у себя на дому, скупают сундуки у мелких самостоятельных производителей и раздают лес наиболее нуждающимся, платя им за работу поштучно»40. Сундуки производились трех размеров. Они в свою очередь подразделялись на «белевые» (то есть не расписанные), «гладкие» (одноцветные) и «цветные» (расписанные изображениями цветами). Кроме того, были изделия расписанные «под орех». Росписью в Курской губернии, как во многих других центрах, занимались женщины.

В южных регионах страны, например, на Кубани, сложились свои центры производства сундуков. Последние играли очень значительную роль в жизни девушек. Сундуки, по словам местных исследователей, были «частью женской субкультуры»41. Они заранее приобретались на ярмарке для приданого невесты или заказывались у известных мастеров. Было распространено несколько типов сундуков, которые могли бытовать в пределах одной станицы. Вещи украшались росписью. Ее главными мотивами были растительные: букеты, листья, ветви, иногда дополненные полосками или «горошинами». Сундуки кубанских мастеров пользовались особой популярностью у соседних народов, например, черкесов.

Бытовали также специальные казацкие сундуки. Они были больших размеров, оковывались железными полосами и часто снабжались различными надписями в виде фамилии и имени владельца.

Таким образом, в XIX столетии сундуки делали почти повсеместно42. В одних регионах это было побочным занятием населения, ориентированным исключительно на собственные нужды, в других – сложилось в крупный промысел, чьи изделия можно было встретить не только в России, но и далеко за ее пределами. К таким значительным центрам производства сундуков относилась и Вятская губерния.

Глава II. О производстве сундуков в Вятской губернии

История

Вятская губерния в XIX – I половине XX века относилась к числу губерний с наилучшим развитием кустарных промыслов. При этом главную группу представляли промыслы по обработке дерева – 47% (64 208 мастеров), Столярный промысел считался вторым после экипажного (5 593 мастера)43.

Нельзя сказать, что сундуков в Вятской губернии не делали до XIX века. В книге «Кустарные промыслы Вятской губернии…» (1902) указано: «Относительно времени возникновения как вообще древодельных промыслов, так и столярного в частности, точных данных нет. Но несомненно, что он появился с заселением Вятского края. Вятский историк Вештомов предполагает, что некоторые из новгородских выходцев, заселивших Вятский край, были древоделы из плотничьего конца Новгорода… Таким образом промысел этот существует уже более 100 лет»44. И далее: «Причина широкого развития его [столярного промысла, частью которого являлся сундучный – Г.П.] – обилие в первое время сырого материала под руками, близость места сбыта – город Вятка и удобный сплав по реке Вятке за пределы губернии. Главная же причина – это экономические условия, в которых находится вятский кустарь»45.

В кустарном же виде производство сундуков в Вятской губернии появилось в I половине XIX века, приблизительно в 1825 году. Основателем его считается Илья Васильевич Кочуров, крестьянин д. Кочуровой, Троицкой волости, Вятского уезда. Со временем производство распространилось в Вятском, Орловском46, Слободском уездах (особенно в Троицкой, Югринской, Якимовагинской, Кстининской, Адышевской, Коршинской волостях)47 В Памятной книжке Вятской губернии на 1873 год указано: «…в Троицкой, Пасеговской и Югринской волостях Вятского уезда делается огромное количество сундуков разных размеров; сундуки эти окрашиваются, как и столы, но крыша их имеет рисунок ковра. Замки к сундукам делаются тоже в Вятском уезде, и преимущественно в Салтыковской волости»48. Главным центром промысла был Вятский уезд, где проживало 42% от всех мастеров губернии49. В Памятной книжке Вятской губернии за 1895 год объясняется: «Усиление кустарной промышленности замечается особенно среди населения Вятского уезда, как потому, что при ограниченном размере земельных наделов, промыслы представляют для населения необходимое подспорье в содержании, и население поэтому ближайшим образом заинтересовано развитием их при всяком благоприятном условии, а частью вследствие того, разнообразные меры, принимаемые губернским земством к развитию в губернии кустарной промышленности…, оказали влияние на промыслы Вятского уезда»50. Именно здесь сундуки делали не только для местных жителей51, но и для вывоза в другие регионы. Много изделий отправлялось на Алексеевскую, Мензелинскую, Ирбитскую, Нижегородскую ярмарки, в Сибирь, в «низовые города». Исследователи промысла в конце XIX века указывали, что популярность вятских сундуков была настолько велика, что скупщики не успевали их довезти до места назначения (при этом они за один раз могли скупить у мастеров до 2000 штук)52.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке