Сундуки Древнего Рима
На формирование стиля древнеримской мебели большое влияние оказало искусство Древнего Египта и Древней Греции. В литературе отмечается, что при «изяществе и изысканности главных линий» римская мебель страдает «некоторой пресыщенностью орнаментации и излишеством украшений»25. Для хранения домашнего имущества и одежды служили сундуки разных размеров. Одежда древнего италийца состояла из таких кусков материи, которые надо было складывать, а не вешать. Поэтому сундуки были распространены гораздо шире, чем шкафы26. Крышки у них были либо плоские, либо двускатные. В первом случае они могли использоваться как сиденье. Часто сундуки оковывались железом. Поверхность их покрывалась не только металлическими накладками, но и рядами гвоздей.
Иногда сундуки достигали очень значительных размеров. Римский историк Аппиан (II век н.э.) писал, что однажды во время проскрипций вольноотпущенник некого Виния спрятал в сундуке своего бывшего хозяина, и тот просидел там, пока опасность не миновала27.
Выражения «scrinium vestarii, vestis» («платяной») и «scrinium a pecuniis» («денежный») появились в период Поздней империи (IV в.). Тем же веком датируется триумфальная арка Константина Великого, один из барельефов которой изображает раздачу монет, лежащих в «саркофаговом» сундуке. С этого времени сохранилось множество ларчиков аналогичной конструкции, покрытых пластинами из слоновой кости.28
В дороманский период сундуки как вид мебели были также широко распространены. Образцом изделий того времени можно считать кедровый сундук из собора в Террачине (VII—VIII века), считающийся самым древним из числа хорошо сохранившихся. Он представляет ящик с плоской крышкой. Резьбой покрыты три его стороны. В арках, разбитых на верхний и нижний ряды, представлены сцены битв людей и кентавров со зверями и чудовищами. В центре нижнего ряда — сцена грехопадения, единственная из христианских среди восточных и античных мотивов. По краям вырезан растительный орнамент. Сундук считается лангобардской работой29.
В качестве примера ларца того периода (и тоже лангобардского) можно представить изделие из коллекции Эрмитажа30, датируемое VII веком31. Деревянная основа покрыта костью-цевкой. Ларец выполнен в виде однонефной базилики, костяные накладки покрыты простейшим геометрическим орнаментом. Прекрасные образцы также есть в коллекции Епархиального музея Сузы (Турин)32. Деревянная основа этих небольших ларцов-реликвариев покрыта костяными пластинками с гравированным и ажурным декором, местами применено окрашивание. Орнаментальное оформление прекрасно соотнесено с формой изделий: декор пластинок выявляет ее опорные точки, подчеркивает функцию отдельных частей ларцов. На подобных вещах становится очевидной закономерность появления орнаментальных композиций, которые в дальнейшем станут очень распространенными в производстве сундуков и шкатулок.
Об использовании таких вещей франкскими королями историк Жак ле Гофф писал: «Налоги более не поступали, и богатство короля было заключено в сундуках с золотыми монетами, стеклянными изделиями и драгоценностями, которые после его смерти оспаривали друг у друга его жены, наложницы, законные и незаконные дети, производя одновременно раздел земель и всего королевства»33.
II. История сундука от средневековья до современности
Сундучное производство на Юге Европы
Италия
На фреске Джотто из капеллы Скровеньи в Падуе (1304—1306; в сцене Благовещения святой Анне) изображен большой красный сундук с плоской крышкой и прямыми стенками. Он обит тонкими железными полосами и снабжен фигурной металлической личиной. По итальянской традиции сундук находится в спальне. Можно также назвать два произведения сиенского художника Сано ди Пьетро. Первая – «Рождество Богородицы» (1448—1452), в которой сундуки-кассоны стоят вдоль кроватей34. Лицевая сторона каждого из них украшена расписным растительным орнаментом на золотом фоне, расположенным в трех прямоугольных полях. Поскольку крышки на сундуках плоские, то последние используются в качестве скамей. На другой работе Сано ди Пьетро «Рождение и наречение Иоанна Крестителя» (1450—1460)35 кассоны размещены также вдоль кроватей. В отличие от сундуков, изображенных на предыдущем полотне, они лишены росписи. Их единственное украшение – профилированные филенки. Антонелло да Мессина на полотне «Святой Иероним за работой» (ок.1475)36 изобразил справа от святого небольшой сундук с плоской крышкой и резными ножками, напоминающий немецкий Stollenrtuhe. Предмет лишен каких-либо украшений, он прост и изящен. А на известном полотне Тициана «Венера Урбинская» (1538)37 изображены на заднем плане два сундука. Они имеют скругленные стенки и декорированы, возможно, интарсией. Орнамент состоит из прихотливо извивающихся растительных завитков и антропоморфных изображений. Даже на лицевых панелях самих сундуков были изображены свадебные кассоны, как, например, на флорентийском произведении XV века из коллекции Государственного Эрмитажа38. Двое слуг на ослике перевозят богато украшенные сундуки с покатыми крышками. Их размеры не соответствуют реальным. Примеры изображения сундуков на фресках, полотнах и панелях можно умножать почти бесконечно39.
В художественной литературе Италии сундуки также упоминаются как привычные предметы домашнего хозяйства. Часто они фигурируют в новеллах Джованни Боккаччо, Мазуччо Гвардато, Пьетро Фортини, Джироламо Парабоско, сказках Джанфранческо Страпаролы при весьма пикантных обстоятельствах40. Их используют монахи, кардиналы, купцы и их жены, знатные дамы и представители других социальных слоев.
Таким образом, сундуки, особенно кассоны, являются неотъемлемой частью прикладного искусства и, шире, культуры Италии. Они использовались всеми слоями населения, порой их применение было своеобразным41. Об их широком распространении свидетельствует тот факт, что, например, в Венеции в каждом доме было по 12—20 сундуков, а великолепный сундук с изображениями лилий, обитый фигурными железными полосами, ранее находился во флорентийской больнице42. Поскольку их производство в Италии оказало весьма значительное влияние на подобные ему художественные явления за рубежом, ему будет посвящен более обширный очерк по сравнению с другими.
Cвадебный сундук (cassone da nozze) стал основным видом итальянского сундука. Несмотря на то, что в Италии существовало множество типов сундучных изделий43, до настоящего времени сохранилось больше всего свадебных. Вероятно, они ценились больше остальных. Во время путешествий их перевозили в специальных ящиках (например, сундуки мантуанской принцессы Паолы Гонзага во II половине XV века). Мастерами при производстве кассонов использовались разные виды древесины, однако преимущество со временем получило ореховое дерево. Длина изделий варьировала в пределах 160—180 см., глубина составляла 40—50 см. Изнутри кассоны покрывались тканью или кожей44. Когда именно в Италии появился обычай использовать сундуки во время свадеб, точно неизвестно. В XIV веке в Лукке был обнародован эдикт, согласно которому предписывалось перевозить приданое в дом жениха при помощи сундуков, «чтобы вещи не были видны на улице»45.
О масштабах производства интересные сведения привел немецкий исследователь Paul Schubring. Мастер Марко дель Буоно (1402—1489) вместе со своим компаньоном Аполлонио ди Джованни (1417—1465) держали в с 1446 по 1463 (или 1465) годы большую мастерскую, расположенную на площади Сан Стефано во Флоренции, в которой они делали 10 кассонов в год. За 17 лет они изготовили свыше 170 сундуков46.