Сундук в странах Европы. Краткий очерк истории - Пудов Глеб страница 4.

Шрифт
Фон

Первые из сохранившихся итальянских сундуков эпохи Возрождения происходят из Флоренции. Это большие ящики с расписными стенками, где представлены изображения дам и кавалеров в костюмах того времени, а также различных животных и растений. Наряду с этими, относительно простыми, вещами, во Флоренции делали богато украшенные сундуки, стенки которых декорировались позолоченной стуковой массой (они называются в литературе «золотые сундуки»). Иногда композиции исполнялись по эскизам и образцам выдающихся мастеров (например, Донателло и Антонио Поллайоло).

Производство подобных предметов отмечено также в других городах Италии: Сиене, Ферраре, Вероне. В Лукке при создании кассонов со стуковым украшением важную роль играл прямой перевод рисунков тканей в орнамент изделий47. В Венеции развитие стукового декора отличается наибольшим своеобразием. Исследователи отмечают отсутствие фигурных композиций и выявляют характерные детали орнаментальных мотивов, выполненных в золоченом стуке.

Дальнейшее развитие сундуков происходило также во Флоренции. Значительную роль продолжал играть кассоне (cassone48), делавшийся обычно из орехового дерева. Это и скамья, и предмет для хранения вещей, и принадлежность приданого невесты (к свадьбе обычно заказывались парные сундуки, которые были связаны по тематике изображений49). Они расставлялись вдоль стен в спальнях знатных дам, а в палаццо чередовались со скамьями. Изделия украшались глубокой резьбой и инкрустацией. Позднее к ним добавилась роспись. Основными ее мотивами были фигуры атлантов, ряды иоников, аканта, меандра, жемчужника и проч. Немалое значение приобрели росписи на античные сюжеты. Библейская тематика встречалась реже. В росписи свадебных сундуков были распространены сюжеты, связанные с супружеской верностью, аллегорическими триумфами, свадебными торжествами мифологических героев50. Исследователи отмечают, что благодаря достоверности изображений на расписных панелях последние могут служить в качестве дополнительного источника по истории мебели и интерьера Флоренции того времени51. Иногда на внутренней стороне крышки помещались изображения обнаженных новобрачных. В работе над росписью сундучных панелей принимали участие выдающиеся художники: Сандро Боттичелли, Паоло Учелло, Филиппо Липпи, Лука Синьорелли, Пьеро делла Франческа, Джорджоне, Доменико Гирландайо, Андреа Мантенья и др.52 Сундуки с росписью очень ценились современниками: передние стенки кассонов вынимались и демонстрировались отдельно53.

Наряду с Флоренцией популярность завоевали сиенские сундуки такого типа. Их лицевые стороны (часто и крышки) делились на три равных компартимента, в которых помещались различные фигурные изображения, обрамленные завитками растительного орнамента, розетками, изображениями гербов новобрачных (мастера использовали золоченый гипс). Paul Schubring подчеркивал, что хотя мастера Сиены ставили и решали другие задачи, чем флорентийцы, декоративное единство, красота и деликатность их произведений превосходила кассоны с берегов Арно54. Надо отметить, что интерес к искусству Сиены эпохи Возрождения, имевший место на рубеже XIX—XX веков, вызвал появление множества подделок сиенских кассонов55.

Cо II половины XV века сундуки получили своеобразный «фасад» с карнизом, цоколем и пилястрами (это сильнее всего сказалось на флорентийских кассонах56). Вместо почти нерасчлененных «золотых сундуков» появились изделия, в которых мастера большее внимание уделяли разработке формы предмета. Крышка и основание стали еще более профилированными. В резьбе все также преобладали античные мотивы. При декорировании мастера стремились к четким, ясным композициям. Декорирование полностью сконцентрировалось на лицевой стороне (в технике росписи, интарсии и плоского рельефа), боковые стали простым обрамлением. Вследствие богатства их профилировки появлялся контраст гладкой лицевой стороне. Это имело значительный художественный эффект. Подобные сундуки делали не только во Флоренции, но и в других городах, например, в Мантуе57. К росписи добавилась позолота, что было особенно характерно для венецианских сундуков. Надо также отметить, что техника интарсии, к которой часто обращались мастера в этот период, претерпела со временем значительные изменения: вместо изображений простых геометрических фигур появились изображения цветов, акантовых листьев, гирлянд, птиц и проч. Следующей стадией стала т.н. tarsia pittorica, когда стенки сундуков декорировались изображениями улиц, площадей и зданий.

Во II половине XV – XVI веке в Северной Италии изготавливались сундуки для путешествий. Передняя стенка у них делалась изогнутой, задняя – прямой, крышка была слегка покатая, ножки – фигурные, резные. Стенки и крышка складывались из нескольких досок и скреплялись деревянными шпонками. Сундуки такой формы часто привязывали к спинам вьючных животных или использовали в качестве домашней мебели. Все стенки, кроме задней, декорировались росписью, включающей аллегорические и мифологические сюжеты, растительные завитки, гербы, изображения «пламени любви», листьев аканта и проч. В музеях сохранилось множество таких сундуков58.

Для севера Италии (Падуя, Виченца, Мантуя) характерна плоскорельефная резьба на сундуках, фон заполнялся цветной пастой. Исследователи связывают появление такого декора с влиянием стран, находившихся севернее Италии59. Сундуки имели «тяжелые», неповоротливые формы. Кроме того, были широко распространены сундуки для путешествий, покрытые бархатом и железными полосами. Они имели, как правило, полукруглую крышку. В целом для севера Италии более типичен пластичный декор, а не роспись (за исключением Вероны, которую P. Schubring назвал «исключительно важным центром сундучной росписи»60). Следует также упомянуть способ украшения сундуков, принятый в Милане – наклеивание на деревянные поверхности изделий листов с изображениями, выполненными в технике гравюры на дереве. Это «безобразие», по выражению того же Пауля Шубринга, было распространено в изделиях, предназначенных для низших слоев общества.


Ил. 2. Сундук-кассоне. Флоренция, XVI век. Дерево, резьба, золочение, столярная работа.


В XVI столетии ясную композицию кассонов заменили скульптурными решениями. Лучшие образцы были созданы в Риме. Под влиянием изделий из мрамора сундуки получили форму, напоминающую саркофаг61. Стенки покрывались очень разнообразным, динамичным узором, выполненным в технике глубокой резьбы. Мастера начали активно применять мотивы гротеска, особую популярность приобрели изображения тритонов и нереид (это связывалось в науке с влиянием на стиль сундуков изображений морских существ на античных саркофагах62). Часто мастера обращались к сюжетам из римской истории, Библии, античной мифологии. Основная сцена помещалась на передней стенке, боковые украшались второстепенными сценами или оформлялись различными декоративными мотивами. Фон часто золотился, при этом он хорошо сочетался с темно-коричневым цветом вощеного дерева (передние и боковые стенки – накладные, т.е. не несут конструктивную нагрузку). Крышка богато профилировалась.

Прекрасным образцом подобного рода изделий является кассон из собрания Ярославского художественного музея63. Это сундук трапециевидной формы, сужающийся книзу и поставленный на ножки в виде львиных лап. Крышка декорирована жемчужником, каннелюрами, чешуйчатым орнаментом. Передняя и боковые стенки украшены изображениями пальметт и листьев аканта, которые прерываются посередине гротескной маской. В центре передней стенки расположен вырезанный картуш в виде герба, поддерживаемого с двух сторон купидонами (фон лицевой стороны окрашен в желтый цвет, это явно подражание позолоте). По обеим сторонам от картуша вырезаны изображения тритонов с длинными извивающимися хвостами, покоящихся на морских волнах, в кольцах их хвостов расположены фигуры купидонов. Углы сундука декорированы фигурами кариатид, выполненными в технике горельефа. На боковых стенках – также изображения морских существ. Художественное решение сундука имеет яркий, праздничный характер, что вполне объяснимо при учете его функций. В нем проявилось те «многоречивость, сложность, затейливость повествования, любовь к иконографическим головоломкам» и одновременно «скептическое отношение к содержанию искусства», о которых писал М. В. Алпатов64.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке